Posted 30 января 2020,, 04:00

Published 30 января 2020,, 04:00

Modified 30 марта, 15:01

Updated 30 марта, 15:01

«От судостроительной программы КНР глаза на лоб лезут»

30 января 2020, 04:00
Дело дошло до того, что теперь в ВПК мы берем технологии у китайцев, а не они у нас, говорит военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал доклад, согласно которому Китай гораздо успешнее производит вооружения, чем предполагалась до того. SIPRI выяснил, что еще в 2015—2017 годах КНР заняла второе место в мире по производству и продаже оружия в мире, оставив Россию на третьем. Безоговорочным лидером на этом рынке по-прежнему с большим отрывом от других стран остаются Соединенные Штаты.

Между тем китайские производители оружия серьезно обогнали российских коллег. Так в 2017 году общий объем продаж продукции четырех компаний китайского ВПК составил 54,1 миллиарда долларов, что на 16,4 миллиарда долларов больше, чем продажи десяти крупнейших российских компаний — производителей вооружений.

То, что Китай при сохраняющихся высоких темпах роста его экономики рано или поздно должен был обойти Россию и по этому показателю, в общем, было понятно и раньше. Однако оставался вопрос о номенклатуре и качестве производимого им оружия. О том, в каких видах вооружений Китай уже обошел Россию, а в каких еще нет, корреспондент «Росбалта» попросил рассказать военного обозревателя Павла Фельгенгауэра.

— За счет чего КНР сейчас обходит Россию на мировом рынке вооружений? За счет дешевизны или качества?

— Во-первых, нужно понимать, что эксперты SIPRI ведут подсчет не в долларах, а, скорее, в условных единицах, которые отражают не реальную стоимость, а количество.

— Но вы согласны с основным выводом SIPRI о том, что КНР обогнал РФ по продажам оружия в мире?

— По многим показателям Китай сейчас обогнал Россию и количественно, и качественно. То есть, по количеству вообще говорить не о чем, но и по качеству он тоже во многих случаях впереди. В частности, это касается надводных военно-морских вооружений. У нас в этой сфере в общем и целом катастрофа — мы производим сейчас в основном маленькие корабли — корветы и страшно гордимся, когда за год удается выпустить один фрегат.

Китай же в год выпускает десяток фрегатов и эсминцев, плюс 5-6 тех же корветов. Причем это совершенно новые корабли, сделанные по технологии «стелс». А у нас эсминцев с 1990-х годов не построили ни одного. Вообще, от судостроительной программы КНР глаза на лоб лезут. По количеству кораблей они уже перегнали Америку! По тоннажу и качеству, конечно, нет. По подводным лодкам китайцы нам еще несколько уступают. Но в целом они производят очень современное вооружение.

— А что в России в этой области?

— В России строится так называемый «москитный флот» — то есть маленькие корабли — корветы. Сейчас придумали на эти маленькие корветы ставить крылатые ракеты, которые могут нести ядерные боеголовки. Получается, что эти корабли годны в основном для ядерной войны, но переходить ядерный порог — это уже все… Для обычной войны они особо не годятся.

У нас сегодня в основном идет модернизация советского вооружения, на что, кстати, тратятся достаточно большие ресурсы (например, в танкостроении ряд модернизаций пережил старый советский Т-72). Если говорить о китайской оборонке, то да, ВПК Китая развивается стремительно. Денег у них много, технологии тоже развиты. Сейчас они используют свои гражданские технологии, развитые или украденные у других, в своем военно-промышленном комплексе.

— На протяжении последних лет идет дискуссия, что лучше — новейший российский танк Т-14 «Армата» или китайский VT-4. Что вы по этому поводу думаете?

— Сложно сравнивать, но VT-4, судя по всему, неплохой танк. Китайцы продают его Пакистану, Таиланду… «Армата» сегодня никому не нужна. Военные от нее отбиваются руками и ногами.

— Потому что дорогая?

— Дорогая и ненужная. «Армата» — это концепт-кар, который хорош для парадов, а не для войны. Там целый ряд конструктивных решений, которые, по мнению настоящих танкистов, работать не будут. Военным нравится модернизация Т-90 — Т-90М, а также модернизированные Т-72 и Т-80. У китайского VT-4 тоже есть свои преимущества и свои недостатки.

— А можно ли сравнивать китайские и российские самолеты пятого поколения?

— Считать последние китайские и российские машины самолетами «пятого поколения» — большая натяжка. По большому счету это самолеты четвертого поколения с элементами технологии «стелс».

Проблема в другом. В том, что технологическое отставание России от Китая нарастает. Китай стремительно движется за Америкой и обходит нас. Достаточно сказать, что более-менее современные станки с программным управлением для ВПК мы покупаем в Китае, которые там, кстати, б/у. Но и они более современные, чем-то, что по преимуществу стоит у нас. В плане качества это оборудование хуже западного, но лучше нашего.

Теперь мы берем технологии у китайцев, а не они у нас. Хотя кое-что у нас еще лучше, чем у них. Например, ядерные подводные лодки. Но и в этом они уже подтягиваются. Теперь у КНР есть стратегические подводные лодки с ракетами дальностью стрельбы на 7-8 тысяч километров.

Беседовал Александр Желенин