Posted 31 января 2020,, 06:59

Published 31 января 2020,, 06:59

Modified 1 февраля, 00:49

Updated 1 февраля, 00:49

Поместится ли Белоруссия в РФ?

31 января 2020, 06:59
Если Лукашенко под давлением обстоятельств все-таки решится «вручить России свой народ», то совсем не факт, что этот народ безропотно согласится жить в одних границах со «старшим братом».

Череда встреч Путина и Лукашенко в конце прошлого года и острый «углеводородный» конфликт между Минском и Москвой в начале года нынешнего, взаимные подозрения и обиды, интриги и информационные сливы — все это создает в обществе фон для обсуждения возможного слияния Белоруссии и России в одно государство. Некоторые трактуют его и вовсе как «воссоединение» несправедливо разлученных братских народов. Руководство РФ наверняка рассматривает инкорпорацию Белоруссии как один из вероятных сценариев, учитывая, что в соседней республике и в самом деле довольно много людей, желающих такого объединения.

Но «много» — еще не значит «большинство». Можно понять опасения Кремля проиграть Западу очередную постсоветскую страну и потерять стратегический плацдарм на границах с Европой. Но попытка присоединить соседа вполне может обернуться тяжелым кризисом и разочарованием.

Александру Лукашенко действительно удалось «выжечь» политическое пространство в стране, и оппозиционные митинги после 2010 года никогда не собирали более нескольких сотен человек. Но если белорусы не выходят протестовать против своего «вечного президента», это совсем не значит, что они безропотно согласятся стать частью России. Более того, по оценкам многих экспертов, вполне можно ожидать серьезный взрыв протестов.

С другой стороны, в Белоруссии нет проблем (как в Латвии или Украине), которые могли бы вызвать у местных русских желание «вернуться в Россию». Скорее, наоборот: некоторые россияне, выйдя на пенсию, переезжают в соседнюю республику — там при белорусских ценах жить дешевле, комфортнее и безопаснее.

При этом сами белорусы, в отличие от россиян, не ощущают себя антагонистами Европы: Белоруссия — мировой лидер по процентному охвату шенгенскими визами, в странах ЕС бывали около 50% граждан, более 15% ездят регулярно, 138 тыс. белорусов (более 2% взрослого населения) получили вид на жительство в странах Европейского Союза только в 2018 году, 157 тыс. — обладатели «карт поляка», позволяющих легко эмигрировать.

Люди понимают, что при вхождении в РФ они все это потеряют. Вряд ли они готовы будут с этим согласиться ради знания того, что «Крым наш!». Если же дело ограничится конфедерацией двух стран, в которой белорусы сохранят свои нынешние права и возможности, то это будет уже настоящая мина под российское общество. Высокая степень автономии белорусских земель поднимет вопрос о реальной федерализации остальной РФ.

«С одной стороны, учитывая ситуацию в экономике Беларуси, она в составе России будет играть примерно ту же роль, что булыжник на шее у пловца. Беларусь просто „утопит“ РФ, — говорит глава гражданской кампании „Наш Дом“ из Витебска Ольга Карач. — Кроме этого, не забываем, что законодательство Беларуси более жесткое и репрессивное в плане свобод и прав человека. Для белорусов унификация законодательства с российским приведет к либерализации, в том числе, политических свобод. Ну а что происходит с классом, когда вместо жесткого, все контролирующего учителя приходит более мягкий и либеральный, — знают все, кто преподавал в школе».

По мнению Ольги Карач, автоматически вырастет количество акций протеста по любому поводу, скрытого саботажа со стороны чиновников. А при унификации законодательства двух стран в пользу белорусского волнения начнутся уже в РФ: российское общество взвоет из-за ограничений и запретов.

Также, по ее словам, 28 лет независимости Беларуси не прошло бесследно: вырос целый класс — чиновники, для которых вхождение в состав РФ — самый неблагоприятный сценарий. Они уже привыкли быть «первыми парнями на деревне». «Поэтому Беларусь, конечно, может войти в состав РФ, но насколько России будет комфортно с этим и не получит ли она „несварение желудка“ — большой вопрос», — резюмирует Карач.

«Беларусь всегда отличалась от России ментально. Это прослеживается на уровне фольклора. Белорусская поговорка: „Поработаешь до пота — наешься досыта“. А российская: „Работа не волк, в лес не убежит“. Вспомним Статуты Великого княжества Литовского, это образец права, законности и демократии. И именно в таком духе — закона — воспитывались многие поколения белорусов, — говорит „Росбалту“ депутат Палаты представителей (нижняя палата белорусского парламента) 6-го созыва Алена Анисим. — К сожалению, в советское время (не говоря уже о имперском периоде) этот дух был разрушен через репрессии, террор, войны. Но белорусам не свойственен захватнический дух, здесь сильны христианские настроения, вера в бога наряду с уважительным отношением к природе. Даже в советское время мало кто из белорусов считал Россию своей родиной. Белорусы, в отличие от россиян, никогда не стремились поучать другие народы, как им жить».

Как считает белорусский политолог Сергей Марцелев, белорусам свойственен мультикультурализм и терпимость, но у них в стране нет такого обилия приезжих из Средней Азии и Северного Кавказа. Для многих граждан серьезным аргументом против инкорпорации в РФ было бы то, что люди чужой культуры навязывают свои стандарты поведения коренному населению. Он напоминает, что Россия сама плохо справляется с выходцами из Чечни, Ингушетии и Дагестана, которые часто появляются в криминальной хронике.

«Другая тема: призыв в общие Вооруженные силы среди белорусов устойчиво стремился бы нулю, помня специфику дедовщины в России по национальному признаку. Да и одно дело служить под Брестом с земляками, а другое — в Ставропольском крае или под Ростовом, — говорит Марцелев. — Плюс российское руководство участвует минимум в нескольких вооруженных конфликтах за границами страны. Зачем умирать за чужие интересы? Так подумает средний белорусский обыватель, даже если на словах к восточному соседу относится лояльно».

Наконец, по мнению эксперта, у наших народов разное отношение к «гигиене» как психической, так и коммунальной («у белоруса всегда покрашен забор»). Таких шоу ненависти, как на российском ТВ, в Белоруссии просто нет. Белорусы спокойны, терпеливы лучше ментально вписываются в европейский контекст, чем в российский.

По его словам, в силовых структурах хватает сторонников объединения с РФ, но за годы независимости в Белоруссии сформировалась и солидная прослойка офицеров-патриотов. В случае аннексии белоруссих территорий Россия получит ряд внутренних угроз, начиная от саботажа командного состава, заканчивая диверсиями. Причем эти военные, милиционеры и чекисты не обязательно будут прозападными, но раз «вы пришли на нашу землю», то и не обижайтесь.

«Вообще, „средний“ белорус может говорить по-русски и даже смотреть российскую пропаганду. Но он хуторянин по образу мышления. Плохо терпит чужих, которые из гостей и соседей почувствовали себя хозяевами», — резюмирует Сергей Марцелев.