Posted 4 февраля 2020,, 21:01

Published 4 февраля 2020,, 21:01

Modified 30 марта, 14:59

Updated 30 марта, 14:59

Не прогадает ли Армения с «политикой Двуликого Януса»?

4 февраля 2020, 21:01
Ереван охотно перевооружает свою армию за счет РФ, уповает на ее помощь в карабахском конфликте, но при этом хочет закрыть российские телеканалы.

Выходящие за рамки логики известия поступают из Армении, и все они связаны с набившим оскомину «российским фактором». Одна из новостей, озвученная министром обороны Давидом Тонояном, «радует» тем, что «скоро, очень скоро» армянская армия получит из РФ новую партию современных многофункциональных истребителей Су-30СМ — в «комплект» к четырем единицам такой же техники, поступившей от того же источника в конце прошлого года.

По словам министра, увеличение военного арсенала Армении «идет на десятки процентов». С учетом того, что на излете прошлого года армяне получили ЗРК «Тор-М2КМ», успешно апробированные в Сирии, С -300 «Фаворит» и «Бук», а ранее ракетные комплексы «Искандер-М», — Москва действительно взяла на себя перевооружение их армии. Причем по внутрироссийским ценам и льготным кредитам. Кроме того, обороноспособность РА укрепляется за счет того, что она участвует во множестве военных учений в рамках ОДКБ.

Премьер республики Никол Пашинян сделал громкое заявление, в соответствии с которым его страна за два года приобрела беспрецедентное количество вооружения. Правда, умолчал о том, что военный бюджет РА составляет от силы 650 млн долларов — сумма мизерная, имея в виду амбиции «догнать и перегнать» Азербайджан по мощи и не возвращать ему ни пяди оккупированных земель. А также и то обстоятельство, что перевооружение армянской армии носит, фактически, благотворительный характер со стороны России. Так она оправдывает «союзнические» отношения с РА, на территории которой, напомним, дислоцирована военная база РФ.

В общем, Еревану следует сказать «спасибо» Москве, но он этого не делает, хотя и уповает на помощь РФ в урегулировании карабахского конфликта. Напротив, Армения будто бы нарочно пытается «насолить русским»: в конце прошлой недели глава Национальной комиссии по телевидению и радио Тигран Акопян заявил о необходимости исключения из общественного мультиплекса республики иностранных телеканалов — из соображений, как он сказал, «безопасности».

Всем стало понятно, о каком «опасном ТВ» идет речь. Это «Первый канал», «Россия», «Культура», межгосударственный «Мир» (с ним еще как-то можно мириться) и американская CNN. Как пояснил Акопян, передачи зарубежных телеканалов могут формировать у армянского населения негативное отношение к соседним и другим государствам — к примеру, к Грузии, Ирану, Украине. Помнится, затрагивая ранее тему «опасности» иностранного вещания в РА, он беспокоился о том, что оно транслируется не на армянском. Соответственно, сугубо национальная аудитория, знающая из иностранных языков преимущественно русский, сокращается. Уж не вытесняет ли «великий и могучий» в моноэтнической стране язык титульной нации?

Посольство РФ в Армении выразило недоумение: «Обратили внимание на настойчиво воспроизводимую председателем Национальной комиссии по телевидению и радио Армении … позицию о том, что вещание в общественном мультиплексе зарубежных телеканалов, к числу которых он относит и российские, представляет угрозу национальной безопасности Армении». В диппредставительстве отметили необходимость учета интересов граждан, составляющих постоянную аудиторию российских каналов. А также подчеркнули, что «на фоне заявлений руководства Армении о союзническом, братском характере наших стратегических отношений тезис о „несущих угрозу национальной безопасности“ российских телеканалах вызывает недоумение».

Тут возникает такой вопрос: а не запретят ли в Армении еще и кабельные сети, через которые в настоящее время вещают сотни две российских телеканалов? И отчего именно сейчас был устроен откровенный демарш с целью давления на Москву? Ведь в регионе крайне сложная ситуация, обусловленная разными факторами, включая армяно-азербайджанский раздрай, не дающий гарантии невозобновления масштабных военных действий, и от сдерживающей роли России здесь будет зависеть очень многое.

Обе новости — о поставках вооружения и наезде на «угрожающие безопасности» российские телеканалы — появились на фоне беспрецедентных по продолжительности переговоров в Женеве глав МИД Армении и Азербайджана, прошедших при посредничестве Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, одним из сопредседателей которой является РФ. Переговоры Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова длились 11 часов.

По информации, размещенной на сайте ОБСЕ, стороны обсудили реализацию имеющихся договоренностей и предложений; последующие возможные шаги для подготовки народов к миру; принципы и элементы, формирующие основу для будущего урегулирования; временные рамки и повестку дня для продвижения процесса урегулирования. Главы МИД Армении и Азербайджана согласились в ближайшем будущем встретиться вновь.

В общем, информация «никакая» и постоянно повторяющаяся после всех переговоров, дополненная МИД Азербайджана тем, что речь шла и о разрешении конфликта в соответствии с положениями Хельсинкского заключительного акта. Согласно ему, самоопределение возможно только в рамках территориальной целостности того или иного государства — в данном случае, Азербайджана, — и не по этническому признаку, а по принципу того, какие народы проживали на конкретной территории до конфликта. Это означает, что статус Нагорного Карабаха должны определить как армянская, так и азербайджанская общины непризнанной республики. Последняя же была либо изгнана, либо вынуждена бежать.

Но власти Нагорного Карабаха торжественно клянутся, что не допустят такого безобразия и не отдадут Азербайджану ни пяди земли семи оккупированных районов. А премьер Пашинян и вовсе провозглашает, что «Карабах — это Армения, и точка». И все это происходит в канун выборов в парламент Азербайджана, намеченных на 9 февраля, и за два месяца до президентских и парламентских выборов в НКР. Как видим, место имеет полная несостыковка позиций Баку, Еревана и Степанакерта. Так о чем можно было толковать министрам 11 часов, и зачем вся эта говорильня России?

Понятно, что надеяться на серьезный прогресс в переговорном процессе не приходится. А это означает встречи ради встреч, оттягивающие трагические развязки по принципу «лучше долгая болтовня, чем война». Если взглянуть на ситуацию с позиции России, ее больше должен устраивать замороженный конфликт, нежели масштабные военные действия. Впрочем, вполне вероятно, что стороны все же условились сохранять затишье на линии фронта на период выборов в Карабахе и Азербайджане. И вообще заявления Баку и Еревана по итогам переговоров носили сдержанный характер. Настала полоса временного затишья. А дальше?

Ирина Джорбенадзе