Posted 6 февраля 2020,, 08:22

Published 6 февраля 2020,, 08:22

Modified 30 марта, 14:58

Updated 30 марта, 14:58

Нужно ли полякам и литовцам так бояться России?

6 февраля 2020, 08:22
Экс-советская республика и бывшая страна соцлагеря наращивают военные силы, готовясь защищаться от «нападения» своего недавнего сюзерена.

В январе было объявлено, что в состав Международного штаба Северо-Восточной дивизии НАТО передаются польская 15-я механизированная бригада и литовская элитная бригада Gelezinis Vilkas («Железный волк»). Они останутся в подчинении генштабов своих стран, но отныне будут проводить совместные учения и боевую подготовку.

Перед ними ставится вполне конкретная задача: оборона 100-километрового Сувалкского коридора. На западе он граничит с Калининградской областью РФ, а на востоке — с Белоруссией. В штабах НАТО полагают, что из-за такого расположения в случае начала «российского похода на запад» войска РФ прежде всего ударят с двух сторон именно туда, отрезав балтийские страны от союзников по НАТО на суше.

Моральное и политическое оправдание такой региональной милитаризации стороны находят без труда: это усиление активности российских военных в Калининградской области. В самом деле, и это ни для кого не секрет, в этом эксклаве активно идет модернизация имеющихся вооружений и развертывание новых. В их числе оперативно-тактические комплексы «Искандер» и «Искандер-М», которых в НАТО называют реальной угрозой для своей военно-морской группировки в Балтийском море. Ну и теоретически российские войска действительно могут ударить по Сувалкскому коридору.

В общем, «в ответ» сейчас активно вооружаются и Литва, и Польша, хотя финансовые возможности этих двух стран сильно отличаются. По плану за следующие десять лет численность литовских вооруженных сил должна вырасти с 10 900 до 14 500 человек (несмотря на сокращение численности населения, прежде всего молодежи). При этом число призывников увеличится всего на сотню — до 3900, остальных рассчитывают привлекать по контракту. Также Литва на 900 человек — до 6300 — нарастит количество добровольцев сил ополчения. В связи с этим к 2030 году расходы на оборону поднимут до 2,5% ВВП (сейчас они составляют немногим более 2%).

Планы Польши, которая давно стала основным стратегическим партнером США в регионе, а «по совместительству» еще и европейский лидер по темпам экономического роста, значительно масштабнее. Хорошее состояние госбюджета позволяет щедро финансировать перевооружение польской армии в объемах, которые и не снились Литве или даже Украине.

Известно, что в первой половине года будет объявлен крупнейший в истории страны тендер на поставку армии 800 новых танков на $9 млрд. Так польские военные рассчитывают «одним махом» заменить весь парк машин, который сейчас состоит по большей части из устаревшей советской техники (примерно 500 Т-72 разных модификаций), а также не слишком новых немецких Leopard 2A4/2A5 (250 единиц). Победитель тендера должен будет с 2023 года наладить выпуск и обслуживание танков непосредственно в Польше, на местных заводах. То есть это не только перевооружение как таковое, но еще и неплохая инвестиция в собственную промышленность.

Пока же крупнейшая польская «оружейная» сделка — это приобретение партии истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II. Польские военные покупают у американцев 32 таких самолета за $4,6 млрд. При этом в контракт включено буквально все — от подготовки пилотов и техников до вооружения, аэродромного оборудования и комплектующих. Их планируют использовать совместно с ранее приобретенными F-16. Как показали реальные военные действия на Ближнем востоке, это удачное и эффективное сочетание.

«Истребители F-35A должны заменить в ВВС Польши эксплуатируемые по сей день боевые самолеты советского производства 1980-х годов: истребители МиГ-29 (фактически в строю 21 самолет) и истребители-бомбардировщики Су-22М4 (26 единиц), — поясняет военный эксперт Михаил Жирохов. — Появление новых американских самолетов позволит полякам снять с вооружения легкие фронтовые истребители МиГ-29. В польской прессе все чаще говорят, что снятые с вооружения машины можно продать (или передать, если сильно „попросят“ американцы) Украине».

Подобное авиационное перевооружение идет по всей Восточной, Центральной и Южной Европе. Румыния в 2016—2017 гг. получила партию из 12 модернизированных F-16MLU — раньше они «служили» в ВВС Португалии. По этому поводу румынский министр обороны заявил, что перспективная задача — закупка им на замену самолетов F-35 Joint Strike Fighte.

Недавно Госдепартамент США одобрил сделку по продаже Болгарии восьми самолетов F-16 °C/D Block 70/72, а также вооружений к ним и сопутствующего оборудования. Сумма сделки составит $1,673 млрд. Она значима еще и потому, что у Софии были большие проблемы с российскими МиГ-29 и Су-25. Болгарские ВВС в ноябре 2018-го подписали контракт на $85,5 млн с Белоруссией на капитальный ремонт 14-ти Су-25, однако переведенные из Болгарии деньги оказались заблокированы, поскольку Минск все еще находится под разного рода международными санкциями. А вот Венгрия, Чехия и Хорватия демонстрируют поддержку европейского производителя (и попутно экономят деньги) — они выбрали в качестве основного истребителя шведский JAS 39 Gripen.

И все же можно сказать, что среди всех стран ЕС именно Польша и государства Балтии наиболее показательно-демонстративно вооружаются, увеличивая расходы на оборону, модернизируя свои вооруженные силы, усиливая также и подразделения территориальной обороны, всерьез озаботившись потенциальной «российской агрессией», в том числе и с белорусской территории.

Напомним, кстати, и о созданной в сентябре 2014-го литовско-польско-украинской бригаде имени Великого гетмана Константина Острожского со штабом в Люблине. В ее штате 560 украинских военнослужащих, 350 литовских и 3500 польских. Периодические учения этой бригады проходят на территории всех трех стран.

Михаил Петровский