Posted 10 февраля 2020,, 07:00

Published 10 февраля 2020,, 07:00

Modified 1 февраля, 00:53

Updated 1 февраля, 00:53

Так «выстрелит» ли в Армении российское ружье?

10 февраля 2020, 07:00
Оружейная компания из РФ не может добиться правды в «братской» республике, несмотря на уголовные дела, возбужденные в отношении чиновников Минобороны РА.

ООО «Промтехнология» (бренд ORSIS), выпускающее высокоточное стрелковое оружие, начало поставлять свою продукцию в Армению в 2016-м. Два с лишним года все было нормально и даже, можно сказать, отлично. В декабре 2018-го здесь прошли демонстрационные испытания одного из новых образцов, показавшие его достоинства. Эти «показательные выступления» предшествовали тендеру, организованному армянским Минобороны, который должен был состояться в апреле прошлого года.

Условия поставили достаточно жесткие: необходимо было, в частности, помимо самой продукции, представить «доказательства серьезности» фирмы, претендующей на победу. ORSIS, поставляющая свою продукцию в 28 стран, включая Африку и Ближний Восток, это сделала, ответив на многочисленные «уточняющие» вопросы организаторов. В результате другие претенденты, не сумевшие представить удовлетворительных аргументов, выбыли (как оказалось, к сожалению), и «Промтехнологию» проинформировали о том, что… тендер не состоится.

Разумеется, последовала апелляция. Комиссию Минобороны Армении ответы на заданные вопросы устроили, прозвучали заверения, что «все будет нормально», однако буквально за пару дней ее позиция развернулась на 180 градусов. Мало того — ORSIS почему-то попала в «черный список недобросовестных поставщиков», что перечеркивало право на участие в следующих тендерах.

Но и это еще не все. По условиям тендера (которого не было) все его участники задепонировали около $220 тыс. на специальном банковском счете. Ну, это мера обычная и понятная: вдруг победитель затем откажется заключать и выполнять контракт — тут-то его и накажут рублем, то есть долларом. Так вот, у держателя этого залога, внесенного ORSIS, потребовали перечислить деньги организаторам тендера. Понимая, что будет скандал, банк отказывается и вопрос переносится в судебные инстанции.

Компания, допуская, что речь во всей этой истории может идти о «недоразумении», организованном конкретным чиновником, дважды обращается непосредственно к министру обороны Давиду Тонояну с письменной просьбой «просто выслушать». Официального ответа не последовало, а в приемной отвечали, что «министру очень некогда».

Делом об «интересном» тендере, однако, заинтересовалась Служба национальной безопасности Армении, а затем и Следственный комитет РА. В августе 2019-го было возбуждено уголовное дело по статье 376 УК Республики Армения («Халатное отношение к службе») за такую вот «смешную» организацию тендера. Однако комитет, занимаясь расследованием четыре месяца, большую заинтересованность вдруг начал проявлять в установлении того, «правильно» ли зарегистрирована и функционирует ORSIS Arms — армянская «дочка» российской компании. Не будем утверждать, что причина была в том, что в СК Армении и Минобороны работали «родные люди», но, возможно, кому-то в верхах тоже что-то такое «показалось», и в декабре было принято логичное решение передать дело в другой орган — Специальную следственную службу (ССС).

ORSIS, слава богу, все это время не был брошен на произвол судьбы. Например, Минпромторг РФ, изучив ситуацию, обратился в последней декаде октября к властям Армении с достаточно жестким письмом, в котором говорилось, что заявка была «без веских оснований отклонена», а сама компания «немотивированно включена в список недобросовестных поставщиков» ВС Армении. Кстати, возможно, еще и поэтому в «черном списке» ORSIS больше не фигурирует, хотя требование «заплатить» до сих пор не снято.

Вопрос об «оружейном скандале» был среди заданных в конце октября корреспондентом «Коммерсанта» в ходе большого интервью премьеру Армении Николу Пашиняну. Тот, скорее всего, тогда был еще не совсем в курсе дела, а потому ограничился словами, что «в сфере военно-технического сотрудничества Россия для Армении партнер номер один», и вряд ли эта ситуация с одной компанией и с одной сделкой «настолько ощутима, что мы сейчас должны это обсудить». Но, видимо, с кого надо потом спросил и спросил крепко.

Было ли именно это причиной того, что дело отобрали у Следственного комитета, передав его ССС, а также последовавшего увольнения генерального секретаря армянского Минобороны — не знаем. Однако буквально спустя несколько дней после появления интервью Пашиняна представитель оборонного ведомства Армении предлагал руководству ORSIS обсудить, как урегулировать конфликт «по-хорошему». Компания получила приглашение на неформальные переговоры, однако в «Промтехнологии», посоветовавшись с юристами, решили, что стоит все решать официально, хотя и не обязательно в суде.

Тем более, что неожиданно стали «всплывать» некие «мелочи», которые ставили под сомнение то, что все будет происходить в правовых рамках. Ну, например, представители ORSIS (еще тогда, когда «все было хорошо») подарили министерству обороны образец нового ружья (итальянская разработка, российская сборка). Но на баланс армии его, как оказалось, не передали, а почему-то оно оказалось «в руках» одного из заместителей министра. А когда путается «своя шерсть с государственной», то это наводит на нехорошие мысли. Кстати, и по этому факту в Армении совсем недавно возбудили уголовное дело, как и из-за воспрепятствования сотрудником Минобороны работе адвоката ORSIS.

Но дело, конечно, не в количестве «срубленных голов», а в том, чтобы процесс, наконец, стронулся с мертвой точки, и чтобы «золотые слова» премьера Пашиняна («Россия — номер один») не забывались в Армении не только топ-чиновниками, но и мелкими клерками, от которых порой ох как много чего зависит.

По их милости, кстати, сорвался не только этот конкретный контракт. «Промтехнологии» были готовы построить в Армении патронный завод (на российские деньги, между прочим). Этот проект также обсуждался с Минобороны республики, уже даже была выбрана подходящая площадка для строительства, но… В армянских СМИ вдруг появилась информация о том, что российская сторона «требует монополии на рынке стрелкового оружия», что совершенно не соответствовало действительности. И в итоге завода и инвестиций как не было, так и нет — и все «благодаря» действиям чиновников из оборонного ведомства Армении.

Станислав Порецкий