Posted 17 февраля 2020,, 08:00
Published 17 февраля 2020,, 08:00
Modified 1 февраля, 00:56
Updated 1 февраля, 00:56
Президент США Дональд Трамп теряет репутацию прижимистого бизнесмена, ратующего за сокращение американской «благотворительности» другим государствам. Такой вывод можно сделать из обнародованного Белым домом проекта бюджета на 2021 финансовый год, в котором на «противодействие влиянию России» в Европе и Центральной Азии запрошено 700 млн долларов, плюс 24 млн на «борьбу с российской дезинформацией и пропагандой».
Получатели должны распорядиться этими деньгами следующим образом: усилить свою безопасность, обеспечить территориальную целостность, отказаться от российского вооружения, ликвидировать слабые места в экономике, которые РФ может использовать в собственных интересах, и т. д. Вообще-то для достижения такого результата денег маловато, но есть и другие планы и статьи финансирования.
Почти одновременно с проектом бюджета Национальный центр контрразведки и безопасности США обнародовал стратегию на 2020—2022 годы, в которой РФ и КНР лидируют в списке главных угроз: «Россия и Китай действуют по всему миру, используют все инструменты национальной мощи против Соединенных Штатов и располагают широким спектром современных разведывательных возможностей».
Бюджетные новости и появление документа от национального центра «совпали» с обнародованием американцами новой стратегии по Центральной Азии, «рассекреченной» после визита госсекретаря Майкла Помпео в две ключевые и самые развитые республики региона — Казахстан и Узбекистан. О наличии нового «подхода» Помпео упомянул в Нур-Султане и Ташкенте — в последнем он собрал глав МИД государств региона.
Однако тогда конкретика до «широких масс» доведена не была. На поверку оказалось, что она содержит шесть основных принципов политики США в регионе. Отсюда и суммы, выделяемые тем странам, которые надо постараться «пробить». Заметим, что ранее американцы особо старались на европейской ниве и к ЦА относились с некоторой прохладцей (высокопоставленные чиновники США не посещали регион аж пять лет, и самым высоким был уровень госсекретаря). Но, похоже, внешнеполитический вектор Вашингтона претерпел изменения, продиктованные геополитическим контекстом (особенно Афганистаном) и соперничеством с Россией и Китаем. Плюс к этому — углеводородными и логистическими грезами. В общем, Америка должна быть везде, а уходя — оставаться. Напомним, что до визита в Казахстан и Узбекистан Помпео побывал также в других «перспективных» постсоветских странах — в Белоруссии и на Украине.
Что касается конкретики по стратегии в ЦА, реализацию которой призваны ускорить американские бюджетные доллары. Это поддержка независимости республик региона, увеличение участия США в укреплении в них демократических институтов; развитие единой энергосистемы; совместные военные учения американских военных с вооруженными силами региона; сотрудничество в борьбе с экстремизмом и терроризмом. А также — ключевой момент! — полноценная интеграция государств ЦА с Афганистаном. Еще один «обязательный» и традиционный для американцев «пакет» — поддержка гражданского общества и соблюдение прав человека. Ну и создание привлекательной для американских компаний бизнес-среды.
Как сказано в документе, «Успешное участие США в делах Центральной Азии будет способствовать продвижению наших интересов в области национальной безопасности и защите нашей родины, граждан и интересов за рубежом». Подчеркивается также, что тесное сотрудничество со всеми республиками ЦА направлено на продвижение ценностей США и создание противовеса влиянию соседей по региону — то есть России и Китая.
В общем, похоже на то, что главной целью США является превращение Центральной Азии в проблемный регион для РФ и КНР с высоким уровнем сопротивляемости соседям, точнее — раздрая с ними, а также в центр мониторинга Афганистана и влияния на него. Вопрос теперь в том, как отреагируют власти центрально-азиатских республик на прямой подкуп американцев, дружбу против России и Китая, на полное и безоговорочное вмешательство во внутренние дела всех государств региона, вплоть до смены в них, как водится, существующего режима.
Словом, вопрос стоит так: что важнее для Центральной Азии — последствия американского «благодеяния» за сравнительно малую сумму или безопасность, обеспеченная Россией (ОДКБ, военные базы), и колоссальные деньги, которые вкладывает в регион Китай, плюс несколько меньшие, но эффективные финансовые вливания и инвестиции Москвы. Да и вообще, ссориться элитам ЦА с Пекином особенно опасно: уж слишком крепко они с ним повязаны — и официально, и, так сказать, нелегально.
РИА «Новости» цитирует главу комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, считающего, что выделение 700 млн долларов на борьбу с Россией призвано произвести популистский эффект в рамках предвыборной кампании в США. «Очередная серия русофобской мыльной оперы», — сказал он. А замглавы МИД РФ Сергей Рябков выразил уверенность в том, что «никакие санкции, никакие программы, нацеленные на сдерживание России, на ограничение нашего влияния, подрыв нашего авторитета в мире, не сработают, независимо от объемов финансирования, независимо от тех приемов, к которым прибегает американская сторона».
Возможно, Москва слишком самоуверенна: так называемые «идеологические инвестиции» часто приносят желаемые политические и экономические дивиденды. И если не все республики Центральной Азии удастся сорвать с «орбиты» Первопрестольной, какая-нибудь из них все же может дать «течь». В контексте безопасности региона это вызовет дополнительные угрозы и геополитический хаос. Впрочем, Восток есть Восток, и с большой вероятностью американские доллары, если они все же потекут в Центральную Азию, будут с удовольствием приняты, но израсходованы «прагматично» — с пользой для себя, но без получения того эффекта, на который рассчитывают США.
Ирина Джорбенадзе