Posted 17 февраля 2020,, 08:00

Published 17 февраля 2020,, 08:00

Modified 1 февраля, 00:56

Updated 1 февраля, 00:56

США заплатят за «крах России» в Европе и ЦА $700 млн

17 февраля 2020, 08:00
Американским налогоплательщикам влетит в копеечку «противодействие влиянию РФ» в Старом Свете и Центральной Азии. Но что из этого выйдет?

Президент США Дональд Трамп теряет репутацию прижимистого бизнесмена, ратующего за сокращение американской «благотворительности» другим государствам. Такой вывод можно сделать из обнародованного Белым домом проекта бюджета на 2021 финансовый год, в котором на «противодействие влиянию России» в Европе и Центральной Азии запрошено 700 млн долларов, плюс 24 млн на «борьбу с российской дезинформацией и пропагандой».

Получатели должны распорядиться этими деньгами следующим образом: усилить свою безопасность, обеспечить территориальную целостность, отказаться от российского вооружения, ликвидировать слабые места в экономике, которые РФ может использовать в собственных интересах, и т. д. Вообще-то для достижения такого результата денег маловато, но есть и другие планы и статьи финансирования.

Почти одновременно с проектом бюджета Национальный центр контрразведки и безопасности США обнародовал стратегию на 2020—2022 годы, в которой РФ и КНР лидируют в списке главных угроз: «Россия и Китай действуют по всему миру, используют все инструменты национальной мощи против Соединенных Штатов и располагают широким спектром современных разведывательных возможностей».

Бюджетные новости и появление документа от национального центра «совпали» с обнародованием американцами новой стратегии по Центральной Азии, «рассекреченной» после визита госсекретаря Майкла Помпео в две ключевые и самые развитые республики региона — Казахстан и Узбекистан. О наличии нового «подхода» Помпео упомянул в Нур-Султане и Ташкенте — в последнем он собрал глав МИД государств региона.

Однако тогда конкретика до «широких масс» доведена не была. На поверку оказалось, что она содержит шесть основных принципов политики США в регионе. Отсюда и суммы, выделяемые тем странам, которые надо постараться «пробить». Заметим, что ранее американцы особо старались на европейской ниве и к ЦА относились с некоторой прохладцей (высокопоставленные чиновники США не посещали регион аж пять лет, и самым высоким был уровень госсекретаря). Но, похоже, внешнеполитический вектор Вашингтона претерпел изменения, продиктованные геополитическим контекстом (особенно Афганистаном) и соперничеством с Россией и Китаем. Плюс к этому — углеводородными и логистическими грезами. В общем, Америка должна быть везде, а уходя — оставаться. Напомним, что до визита в Казахстан и Узбекистан Помпео побывал также в других «перспективных» постсоветских странах — в Белоруссии и на Украине.

Что касается конкретики по стратегии в ЦА, реализацию которой призваны ускорить американские бюджетные доллары. Это поддержка независимости республик региона, увеличение участия США в укреплении в них демократических институтов; развитие единой энергосистемы; совместные военные учения американских военных с вооруженными силами региона; сотрудничество в борьбе с экстремизмом и терроризмом. А также — ключевой момент! — полноценная интеграция государств ЦА с Афганистаном. Еще один «обязательный» и традиционный для американцев «пакет» — поддержка гражданского общества и соблюдение прав человека. Ну и создание привлекательной для американских компаний бизнес-среды.

Как сказано в документе, «Успешное участие США в делах Центральной Азии будет способствовать продвижению наших интересов в области национальной безопасности и защите нашей родины, граждан и интересов за рубежом». Подчеркивается также, что тесное сотрудничество со всеми республиками ЦА направлено на продвижение ценностей США и создание противовеса влиянию соседей по региону — то есть России и Китая.

В общем, похоже на то, что главной целью США является превращение Центральной Азии в проблемный регион для РФ и КНР с высоким уровнем сопротивляемости соседям, точнее — раздрая с ними, а также в центр мониторинга Афганистана и влияния на него. Вопрос теперь в том, как отреагируют власти центрально-азиатских республик на прямой подкуп американцев, дружбу против России и Китая, на полное и безоговорочное вмешательство во внутренние дела всех государств региона, вплоть до смены в них, как водится, существующего режима.

Словом, вопрос стоит так: что важнее для Центральной Азии — последствия американского «благодеяния» за сравнительно малую сумму или безопасность, обеспеченная Россией (ОДКБ, военные базы), и колоссальные деньги, которые вкладывает в регион Китай, плюс несколько меньшие, но эффективные финансовые вливания и инвестиции Москвы. Да и вообще, ссориться элитам ЦА с Пекином особенно опасно: уж слишком крепко они с ним повязаны — и официально, и, так сказать, нелегально.

РИА «Новости» цитирует главу комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, считающего, что выделение 700 млн долларов на борьбу с Россией призвано произвести популистский эффект в рамках предвыборной кампании в США. «Очередная серия русофобской мыльной оперы», — сказал он. А замглавы МИД РФ Сергей Рябков выразил уверенность в том, что «никакие санкции, никакие программы, нацеленные на сдерживание России, на ограничение нашего влияния, подрыв нашего авторитета в мире, не сработают, независимо от объемов финансирования, независимо от тех приемов, к которым прибегает американская сторона».

Возможно, Москва слишком самоуверенна: так называемые «идеологические инвестиции» часто приносят желаемые политические и экономические дивиденды. И если не все республики Центральной Азии удастся сорвать с «орбиты» Первопрестольной, какая-нибудь из них все же может дать «течь». В контексте безопасности региона это вызовет дополнительные угрозы и геополитический хаос. Впрочем, Восток есть Восток, и с большой вероятностью американские доллары, если они все же потекут в Центральную Азию, будут с удовольствием приняты, но израсходованы «прагматично» — с пользой для себя, но без получения того эффекта, на который рассчитывают США.

Ирина Джорбенадзе