Posted 27 февраля 2020,, 07:55

Published 27 февраля 2020,, 07:55

Modified 1 февраля, 01:00

Updated 1 февраля, 01:00

Путина и Эрдогана опять помирит Алиев?

27 февраля 2020, 07:55
На фоне битвы за Идлиб президент Турции заехал в Баку — возможно, просить лидера Азербайджана о посредничестве между Москвой и Анкарой.

В то время как отношения Москвы и Анкары на почве Идлиба вызывают ассоциацию с событиями пятилетней давности и даже опасения, что Турция может прямо атаковать российскую армию, Реджеп Тайип Эрдоган посетил Баку. Официально — для участия в заседании Совета стратегического партнерства высокого уровня Турция — Азербайджан.

Президент АР Ильхам Алиев и Эрдоган встретились один на один, и это, пожалуй, гораздо интереснее, чем итоги самого совета. А интереснее потому, что, во-первых, Турция сильно завязла в Сирии, причем противостоя сразу троим: САР, РФ и ИРИ. Во-вторых, Вашингтон энергично подстрекает Эрдогана к «противодействию России», что на днях признал глава Европейского командования США Генерал Тод Уолтерс.

Идея, конечно, «здравая» — для американцев, однако весьма опасная для Турции, попавшей в идлибскую «ловушку»: на данном этапе непохоже, что Россия прекратит поддержку Башара Асада и «сдаст» Идлиб — это было бы равноценно ее полному поражению на ближневосточном направлении.

Поползли слухи, что «эксцентричный и непредсказуемый» Эрдоган может начать полноценную войну против российских сил. Но без военной поддержки извне такой шаг будет провальным. Собственно, Турция может ожидать помощи только от НАТО, отношения с которой у нее подпорчены. Да и альянс, исходя из своего устава, спешить не станет: ведь военные действия происходят не на турецкой территории.

Американцы тоже в раздумье. Возвращаясь из Азербайджана, передает NTV, Эрдоган сказал журналистам в самолете, что пока не получил от американцев необходимой поддержки в ситуации с Идлибом и рассчитывает еще раз обсудить этот вопрос с президентом Трампом. По его словам, в США на данный момент нет систем ПВО Patriot, которые они могли бы поставить в Турцию.

В общем, ситуация патовая: Турция заполонена сирийскими беженцами; отношения с арабским миром испорчены; курды воинственны и не дают покоя. А Россия, Сирия и Иран совсем «глухи» к Реджепу Тайипу. Не сегодня так завтра в стране может начаться антироссийская истерия — это уже в некотором роде дежавю. Что делать?

Если верить утверждениям некоторых экспертов, президент Алиев в 2015 году сильно поспособствовал примирению России и Турции, и вполне возможно, что Эрдоган вновь попросил его о посредничестве. И действительно: кто, если не он? Причем перед многосторонней встречей по Сирии, предварительно назначенной на 5 марта — с участием первых лиц Германии и Франции. И тут сразу же появилась интрига: состоится ли диалог тет-а-тет Путина и Эрдогана? На этот вопрос в Кремле однозначного ответа не дают. Такая встреча могла бы спасти ситуацию, но Россия, вероятно, заняла выжидательную позицию.

Между тем кризис в российско-турецких отношениях откатывается к 2015 году, что проигрышно и для Москвы, и для Анкары, которые, преодолев его, достроили «Турецкий поток», возводят АЭС «Аккую» и даже успешно сотрудничали в военно-технической сфере, ущемив интересы США.

Но Турция — правда, в другом контексте — задела интересы и Азербайджана, что тоже, вероятно, послужило темой обсуждения Алиева и Эрдогана: Анкара, под предлогом распространения коронавируса, без предупреждения закрыла границу с Нахичеванью, хотя в ней не было зафиксировано ни одного случая заражения. Автономная республика Азербайджана фактически оказалась в изоляции — с одной открытой границей с Ираном, где коронавирус, как известно, свирепствует. Этот факт, пишет Haqqin.az, «вызывал особое недоумение, учитывая особый характер отношений между двумя странами».

А «особые» отношения действительно имеют место: стороны являются военно-политическими союзниками; Турция последовательно поддерживает Азербайджан в вопросе карабахского урегулирования, и ее фактор в этом деле весьма значим. Кроме того, Азербайджан является участником формирования «газового хаба» Турции и вроде ни разу не подвел ее, так сказать, идеологически.

В заявлении по итогам встречи Эрдогана и Алиева последний подтвердил, что «взгляды обеих стран по всем вопросам совпадают, у нас одни намерения и цели». Президент Азербайджана сообщил, что обсудил с турецким коллегой пути урегулирования армяно-азербайджанского и нагорно-карабахского конфликтов, и поблагодарил за «постоянную поддержку правого дела Азербайджана», подвергнув критике ущерб, наносимый армянскими властями переговорному процессу. «Не было и … не будет такого вопроса, где бы Азербайджан не оказал Турции поддержки. … Наше единство вечно», — сказал Алиев.

В экономической сфере президент Эрдоган поставил целью довести торговый оборот между двумя странами до 15 млрд долларов, то есть увеличить его в три раза. Как напомнил Алиев, в настоящее время в Азербайджане работают около 4000 турецких компаний. На очень высоком уровне находится и взаимное инвестирование: «Азербайджан вложил в экономику Турции 18 млрд, а Турция в экономику Азербайджана — 12,5 млрд долларов. … Только в братскую страну можно вложить такой объем средств».

Что касается энергетики, проект TANAP полностью завершен, и до конца нынешнего года Южный газовый коридор будет сдан в эксплуатацию. Состоялся и обмен мнениями о дальнейшем взаимодействии в области обороны. Только в прошлом году было проведено 13 совместных учений, а будет еще больше. Азербайджан продолжит приобретать современное оружие у Турции, стороны обсудили организацию его совместного производства.

Алиев отметил, что «сила Турции приумножает нашу силу», и что без этой страны не решается ни один важный вопрос в регионе. А Эрдоган вновь заявил, что Азербайджан и Турция «являются одной нацией и двумя государствами». А «самое большое желание» Анкары — карабахское урегулирование в рамках суверенитета и территориальной целостности Азербайджана.

Что ж, столь редкое в современном мире братство «одной нации — двух государств» похвально. Правда, история с неожиданным закрытием границы с Нахичеванью немного напрягает. Но тут важнее, в контексте масштаба проблемы, какую услугу может оказать Алиев своему «брату» Эрдогану в ситуации с Идлибом. Ведь в сложившейся ситуации его переговорщиком, если речь о посредничестве все же идет, будет не только Путин, но через него — лидеры Ирана и Сирии. Вот уж воистину — тонкое дело этот Восток!

Ирина Джорбенадзе