Posted 5 марта 2020,, 17:50

Published 5 марта 2020,, 17:50

Modified 30 марта, 14:47

Updated 30 марта, 14:47

Кровь и ужас в Нью-Дели

5 марта 2020, 17:50
В Индии продолжается противостояние между мусульманами и правыми радикалами, к настоящему моменту в столкновениях погибло 47 человек, больше 200 пострадали.

Вот уже 80 дней Индия охвачена волной народных выступлений и протестов. Как рассказала «Росбалту» востоковед-индолог Наталья Гузеватая, которая находится сейчас в Нью-Дели, основным триггером серьезного народного сопротивления стало предложение властей внести поправки в закон о гражданстве. «Формально целью поправок считается контроль за притоком мигрантов и беженцев, в первую очередь — из Бангладеш. Фактически же изменение закона приведет к стигматизации значительной части местного индийского населения. В большей степени это коснется меньшинств, самым крупным из которых является мусульманская община. Отчасти этим объясняется то, что большая часть протестных локаций, баррикад и безвременных протестных лагерей расположены именно в мусульманских районах, а основной силой, которая держит оборону практически 24/7, являются мусульманские женщины», — отметила Гузеватая.

По ее словам, накануне визита президента США Дональда Трампа в Индию один из членов правящей партии выступил с обращением к полиции Дели, в котором заявил, что если районы Джафарабад и Чанд Багх не будут очищены от протестующих в течение трех дней, ему придется «взять дело в свои руки». Эта туманная формулировка оставляет пространство для множества трактовок, однако абсолютно точно одно — эта речь сработала в качестве провокации. «В ночь с 23 на 24 февраля делийская полиция с палками и дубинками заявилась в несколько протестных локаций, где были женщины и дети, и стала их довольно жестко разгонять», — отметила собеседница агентства. По ее словам, это коснулось лагеря в районе Чанд Багх и маленького, крайне спокойного лагеря в южном Дели.

«На следующее утро начались погромы. В мусульманские районы на востоке Дели, где расположены протестные локации, которые блокируют сообщение, организованно на автобусах стали приезжать люди, которых можно характеризовать как сторонников правой радикальной индуистской организации РСС, из которой выросла правящая партия Бхаратия джаната парти (BJP). По сути — это люди, которые верят, что Индия должна быть исключительно индуистским государством. Именно они приехали в мусульманские кварталы, громили магазины, подожгли несколько заправок и мечеть. На улицах творился хаос, летели камни. Происходили случайные столкновения между невооруженными толпами местного мусульманского населения и радикалами — с палками, камнями, кинжалами и огнестрельным оружием. По официальным данным, за всю неделю беспорядков 47 погибших и более 200 пострадавших и раненых», — рассказала Гузеватая.

По ее словам, ситуация усугублялась тем, что ответная реакция тоже нарастала. «Первые два дня мусульмане просто бежали из своих домов в другие части города, но со временем они тоже стали брать оружие в руки — отвечать, защищаться. И чем жестче была ответная реакция, тем активнее шло нападение. Это продолжалось несколько дней. 25 февраля в 10 районах восточного Дели был введен режим особого положения, который, по сути, запрещает собираться на улице больше четырех человек. Несмотря на это погромы особенно не утихали. При этом, полиция не просто не пыталась остановить насилие, но часто выступала на стороне погромщиков, что тоже о многом говорит. Объясняется это тем, что полиция Дели подконтрольна непосредственно министру внутренних дел Амит Шаху, который считается одним из самых одиозных индийских политиков правого крыла и основным инициатором и пропагандистом идеи поправок о гражданстве. Сейчас все немного улеглось. Не думаю, что насовсем. Скорее — на время. Напряжение в городе не спадает», — отметила Гузеватая.

О причинах столкновений между мусульманами и индуистами «Росбалт» спросил индолога Глеба Стукалина.

— В чем заключается природа конфликта?

События в Индии начали стремительно развиваться летом прошлого года, после того, как партия BJP или Индийская народная партия во второй раз подряд выиграла федеральные выборы и обновила состав правительства. Чтобы понять природу происходящих сейчас событий, нужно обратиться к истории разделения Британской Индии на Индийский Союз и Пакистан по религиозному признаку. Поскольку мусульманское и индуистское население жило чересполосно, этот процесс сопровождался масштабными миграциями, погромами, смертями тысяч людей. Тогда, в 1947 году, практически вся интеллектуальная и политическая элита мусульман мигрировала в новообразованный Пакистан. Тем не менее Индия по-прежнему остается второй по численности мусульманской страной после Индонезии (ислам исповедует около 14% населения).

После разделения страны оставшаяся обезглавленной мусульманская община до сих пор страдает от самого низкого уровня образования, испытывает трудности при поступлении в университеты, на госслужбу и в армию. У противников мусульман есть мощный козырь для того, чтобы ответить на любую жалобу или упрек: «Валите в свой Пакистан».

Первые десятилетия независимой Индией правил Индийский национальный конгресс. Однако в 2014 году в связи с многочисленными коррупционными скандалами и общей усталостью населения от семьи Неру-Ганди он проиграл выборы партии BJP под управлением Нарендры Моди. В 2019 году BJP укрепила свой успех и приступила к выполнению не только экономических, но и идеологических обещаний. В правящей партии посчитали, что огромную разнородную страну необходимо объединить против кого-то. Но если в идеологии «конгресса» «виноватыми во всем» были англичане, которые разграбили страну во времена колониального правления, то BJP назначила «козлом отпущения» мусульманскую общину, которая правила многими индийскими территориями на протяжении столетий, а потом создала Пакистан — главное пугало для индийского избирателя. Но в отличие от англичан, мусульмане близко и крайне уязвимы. В 2002 году, когда премьер-министр Нарендра Моди был главным министром штата Гуджарат, там прошли крупные мусульманские погромы. Тогда в городе Ахмадабад могло погибнуть, по разным источникам, от 500 до двух тысяч мусульман. Некоторых из них, в том числе женщин и детей, сожгли заживо.

— Как это связано в новым законом о гражданстве?

— С одной стороны, пакет поправок к закону о гражданстве предполагает полный пересмотр Национального реестра граждан (NRC). Любого, у кого нет документов, могут объявить нелегальным мигрантом, лишить всех прав и отправить в изоляционные лагеря с последующей депортацией. С другой стороны, вводится упрощенный порядок получения гражданства беженцами из прилегающих стран. Фактически речь идет о миграционной амнистии для прибывших до 2014 года. При этом беженцы могут принадлежать к любой конфессии, кроме ислама.

К настоящему моменту эксперимент на протяжении нескольких лет проводится в восточном штате Ассам на границе с Бангладеш, где действительно находится множество мигрантов из этой страны. Проблемы, которые могут возникнуть, если распространить эту практику на всю страну, очевидны. Во-первых, в Индии до сих пор многие граждане не получили ID-карты, и часто не имеют никаких документов вовсе. Во-вторых, не понятно, на какие средства правительство собирается содержать миллионы заключенных «нелегальных мигрантов», не говоря уже о том, что депортировать их некуда. В-третьих, не-мусульмане смогут воспользоваться миграционной амнистией. Настоящие цели достаточно прозрачны: лишение избирательных прав неугодной части населения — мусульман.

Зачем это нужно?

— Может показаться удивительным, но выборы в Индии проходят действительно достаточно прозрачно. На федеральном уровне у BJP противника нет, но на региональном уровне партия власти часто проигрывает местным политическим конкурентам. Так, три недели назад в столице городские выборы в третий раз выиграла Ам Адми Парти или Партия простого человека.

— Что там сейчас происходит?

— В настоящее время правительство ни на шаг не сдает свои позиции, протесты усиливаются. Власти часто прибегают к проверенным методам: массовые задержания митингующих, нейтрализация журналистов, точечные разгоны протестных площадок, отключение интернета во время протеста.

Радовать может лишь солидарность местных сообществ при обороне от атак и организация волонтерских пунктов помощи в гурудварах, сикхских храмах. Сикхи, другая религиозная группа, пережили массовое насилие в 1984 году после убийства Индиры Ганди и еще помнят, каково приходится жертвам погромов. Не стоит забывать также об информационной блокаде Кашмира, длящейся уже более двухсот дней, масштабных протестах студентов, далитов, крестьян, феминистского движения. Все протестные группы нашли общий язык и прибегают к ненасильственным методам борьбы под общими лозунгами противодействия новым законам. Постоянные протестные площадки поддерживаются в первую очередь женщинами. Они становятся площадями для проведения концертов, поэтических чтений, арт-инсталляций и просветительской деятельности. Крупнейшая в Дели такая площадка, Шахинбаг, собирает до ста тысяч человек по выходным дням.

В настоящее время протесты и митинги лишь усиливаются. Протестующие требуют отставки министра внутренних дел Амита Шаха. Полиция вела себя крайне неоднозначно во время погромов, по сети гуляют многочисленные видео того, как полицейские уничтожают камеры видеонаблюдения, бездействуют при линчевании. Поскольку ни одна из сторон отступать не собирается, а уровень насилия растет, ожидать можно лишь дальнейшей дестабилизации ситуации.

Анна Семенец