Posted 12 марта 2020,, 16:02

Published 12 марта 2020,, 16:02

Modified 30 марта, 14:44

Updated 30 марта, 14:44

Украина несколько дней смотрела на Россию свысока

12 марта 2020, 16:02
Гражданам РФ было впору завидовать соседям: рубль падает, а гривна стоит как вкопанная. Но чудес не бывает, и неприятности у нас почти что одинаковые.

В тот момент, когда в России уже началась паника по поводу последствий падения цен на нефть и обвала рубля, на Украине продолжали вальяжно доедать восьмимартовские салаты, не ожидая каких-либо катаклизмов. Дескать, никакой он не черный этот понедельник, а даже где-то праздничный, учитывая неприятности, постигшие соседа. Может они даже дивиденды Украине принесут в виде снижения цен на нефтепродукты, уголь и природный газ. Эйфорию очень символично венчало сообщение Госстата о том, что инфляция на Украине в годовом измерении по итогам февраля-2020 замедлилась до 2,4% (4,1% по итогам 2019 года). В общем, не переживайте, страна движется в правильном направлении.

Вторник, ставший первым рабочим днем после длинных выходных, слегка поколебал ощущение стабильности, но паники не принес. Банкиры слегка снизили курс «крепкой» гривны, однако долларов в обменниках хватало всем желающим. А то, что спекулянты, желая заработать, начали раскачивать валютный рынок — так это нормально. Насколько можно судить по реакции российских соцсетей, в «братской» стране даже «обиделись»: «Как так? Россия с ее ресурсами оказалась на грани пропасти, а бедная Украина и в ус не дует! Получается, врали наши пропагандисты, и у украинцев нужно поучиться, раз им не страшны мировые финансовые страсти!»

Действительно, и некоторые украинские эксперты выдавали прогнозы типа «ничего страшного не случится — в связи со спецификой нашей экономики». Правда, большинство все же было уверено в том, что «пойдем на дно одни из первых». Число пессимистов возросло после того, как доллар за два дня подпрыгнул аж на 12,5% (прямо как в России), превратившись в «дефицит», а аукцион по продаже облигаций внутреннего государственного займа впервые с 2018 года не состоялся по причине отсутствия интереса у нерезидентов.

К тому же в стране ввели всеобщий карантин на три недели (это при одном официально заболевшим коронавирусом), и в Киеве отдельные граждане приступили к зачистке полок супермаркетов. В качестве одной из мер предусмотрено функционирование лишь 49 пунктов пропуска на границе из 219, что создаст дополнительные неудобства если не для миллионов, то сотен тысяч людей. В общем, дураку понятно, что ничего хорошего не происходит.

Впрочем, если «дураку понятно», то есть и умники, увидевшие в происходящем и некий позитив. Так вот, кое-кто утверждает, что падение цен на энергоносители позволит сэкономить как государству (а оно тратит за их закупку $12-14 млрд в год), так и гражданам — при оплате коммуналки. Однако многие экономисты говорят, что такое возможно лишь при стабильной и крепкой гривне. Такой пример: рост курса доллара на одну гривну дает прибавку в цене литра бензина в 60 копеек в течение двух недель. Однако голоса, призывающие отпустить гривну на волю, продолжают звучать достаточно громко.

«Отпустить курс в свободное плавание уже давно требуют экспортеры, особенно агрохолдинги-монополисты. Желание заработать больше — понятно, это нормально, — объясняет „Росбалту“ ситуацию бизнесмен из Днепра Михаил Ермоленко. — Однако нельзя забывать, что Украина не менее зависит от импорта. Вспомните прошлогодний внешнеторговый баланс: мы покупаем больше, чем продаем. Как быть импортерам? Чем компенсировать потери тем, кто не работает на внешнем рынке, но получит рост цен буквально на все?»

К тому же, напоминает Ермоленко, «структура нашей торговли в корне отличается от российской». «Они продают ископаемые, деньги с которых идут в казну (ну, тут он слишком хорошо про Россию думает — В.К.) У нас же товар продают частники, государство все уже распродало, только мзду берет», — говорит наш эксперт.

С общей ситуацией в финансах все гораздо сложнее, но рассказать об этом можно в нескольких предложениях. В 2020 году Украине либо необходимо погасить долгов на примерно $17 млрд, либо объявить дефолт. Основных источников обслуживания внешних заимствований до недавнего времени было два — пирамида ОВГЗ и кредитная программа МВФ, и оба дали сбой. Поток инвестиций нерезидентов в украинские облигации, ставший ключевым фактором прошлогоднего укрепления гривны, пересох. В условиях нехороших тенденций на мировом финансовом рынке игроки не хотят вкладываться в сомнительные экономики даже при высокой доходности бумаг. В общем, сейчас вся эта «конструкция» замерла, но готова в любой момент рухнуть с грохотом.

Договориться с МВФ надежды еще есть, но для получения предварительно согласованной помощи в размере $5,5 млрд необходимо устаканить вопрос с рынком земли — обязательное условие Фонда, против чего собирает «войска» оппозиция во главе с путинским кумом Медведчуком и союзной ему в этом Юлией Тимошенко. Кстати, ходят слухи, что карантин в столице объявили не в связи с реальной боязнью коронавируса, а с целью проголосовать за земельные вопросы «правильно» уже на следующей неделе, не дав возможности собраться под Радой недовольным. Ну а депутатам никакая зараза не страшна.

«Давать прогнозы сейчас — дело неблагодарное, — говорит „Росбалту“ эксперт-аналитик „Альфа-Банка“ в Днепропетровской области Максим Радченко. — Достаточно глянуть, например, в прогнозы вполне уважаемых, солидных финансистов недельной давности. Они категорически утверждали, что доллар не имеет шансов выйти за границы 25 гривен. А сейчас — 27. И абсолютно непонятно, как поведет себя рынок, и что предпримет Нацбанк».

И все же, что касается возможных сценариев для Украины, эксперт говорит о трех: не очень хороший, плохой и отвратительный. В лучшем из них рынок кратковременно полихорадит, и котировки вскоре вернутся в прежние границы, проглотив попутно избыточную денежную массу. В этом случае Украине все равно нужно будет прилагать большие усилия, чтобы потерять не очень много.

Второй вариант: Украине дадут немного денег и реструктуризируют часть долгов, что определит будущее на многие годы вперед — будем отдавать долго и нудно, не видя горизонтов.

Третий: дефолт и возможное «разгосударствление», то есть фактически — распад. «Однако это все — гадание на кофейной гуще. Банковские службы обычно на случай кризисов имеют четкие инструкции, вырабатываемые годами. Но не в этот раз — последствия коронавируса никто не может предсказать, а его влияние отрицать глупо, — говорит Радченко. — Пока наблюдаем и ждем. Реакции рынка, действий Нацбанка и правительства. Ситуация не дошла до обвальной, но не факт, что не может стать таковой в любой момент».

Ну и, конечно, нельзя еще раз не вспомнить таком факторе как коронавирус. О нем скажем совсем коротко: украинцы не верят в свою «богоизбранность» и неуязвимость, и надеяться им остается только на то, что слухи об опасности этой беды сильно преувеличены. Ведь в случае чего, государство, его система здравоохранения настолько слабы, что помочь своим гражданам ничем не смогут.

В общем, ситуация такова, что россиянам не стоит завидовать украинцам, как, впрочем, и наоборот. Возможно, кого-то это даже слегка утешит.

Валентин Корж, Днепр, Украина