Posted 16 марта 2020,, 07:55

Published 16 марта 2020,, 07:55

Modified 30 марта, 14:42

Updated 30 марта, 14:42

Как белорусы воюют с коронавирусом

16 марта 2020, 07:55
Союзная РФ страна пока не закрыла свои границы, предпочитая бороться с напастью по-другому. Но за нее это делают соседи — такое решение приняла и Россия.

Мой дед живет в Минске, ему 94 года. Застарелое, хроническое воспаление легких в легкой форме. Раз в год его планово забирают в больницу — провести физиотерапию, убрать жидкость. Так было и сейчас — во второй половине февраля его госпитализировали, а через четыре дня неожиданно позвонили рано утром: «Забирайте!» Мол, срочно выписываем, долечите дома, медсестра будет приходить ставить капельницы. Мы, конечно, удивились (в нецензурной форме), но нам объяснили: освобождается вся 6-я Минская клиническая больница (и не только она), в нее будут свозить на карантин тех, кто контактировал с коронавирусными больными.

Так для нашей семьи начиналась эпидемия, данные о которой сейчас уже «засекречены». Последнее официальное сообщение о заболевших было 13 марта — 27 человек, после чего белорусский Минздрав замолчал. Данные о количестве людей, отправленных под врачебное наблюдение, вообще датировано 4 марта: 14500 человек. После чего официальные данные уже не публиковались, а телеграм-каналы и чаты взорвались сообщениями о том, что больницы быстро заполняются «карантинными», что студентов «отправляют на передержку учебными группами, вместе с преподавателями».

В некоторых институтах своих питомцев заперли в общежития, которые тут же были блокированы милицией. Именно обучающиеся в вузах стали основой первой волны карантина, так как студенты-иностранцы, собственно, и занесли Covid-19 в Белоруссию. Первый заболевший приехал из Ирана. У него взяли анализы, после чего он еще неделю гулял по Минску, ходил на учебу (даже сдал экзамен), общался с семьей. Затем его, наконец, госпитализировали (он уже выздоровел, но заболела жена), а общавшихся с ним людей начали отправлять «под замок» сотнями.

Подобная история повторилась, и не один раз. Из институтов студентов начали свозить тысячами, больницы быстро заполнились. «Арестованные» размещают в интернете свои истории.

«Все началось так: сначала мне позвонили из деканата, сказали, что вся группа на карантине. Я такой: „Ура, каникулы!“ Пошел готовить кашу. Без предупреждения через пару минут приехала скорая. Я отказывался ехать, толком не собрал в панике вещи. А потом ты уже сидишь в больнице и просто не осознаешь, что это происходит с тобой. Потом завезли новых людей и преподавателей, их там сейчас пять».

«Нам сказали, что, если результат будет отрицательным, отпустят домой. Другим говорят, что, даже если ты здоров, нужно лежать две недели. Мы ничего здесь не делаем, лежим, как бревна. Одну девочку привезли с высокой температурой, ее лечат. Здесь нормально, кормят лучше, чем в Боровлянах. Сказали, можем в палатах лежать без масок».


Но это была еще только первая волна. Вторая пошла, когда начали возвращаться домой белорусы, побывавшие в Италии. На границе их особо не проверяли, на карантин не отправляли, а сами люди старались не рассказывать, что были именно на Аппенинах. Потом, чувствуя недомогание, обращались в частные медцентры или обычные поликлиники, где до сих пор нет тестов на Covid-19. Негосударственные СМИ сейчас рассказывают о многих подобных случаях. А вот государственные медиа делают вид, что проблемы нет. Мониторинг, проводимый журналистскими организациями, показал: тема коронавируса — лишь на 9-м месте по значимости. Далеко после посевной, рабочего графика президента, юбилея Победы и прочего. Кстати, в Белоруссии начали подготовку к параду 9 мая.

Власти не стали закрывать границы (за них это уже сделали соседние страны), вводить официальный карантин в школах и институтах (он вводится «естественным путем»: учащиеся сами перестают ходить на занятия, пишут соответствующие заявления), ограничивать работу общепита и отменять массовые мероприятия. Меры, конечно, предпринимаются: в общественных местах — госучреждениях, транспорте, магазинах, школах — активно идет дезинфекция. Но продавцы в магазинах, чиновники, милиционеры обходятся без масок. И уже гуляет слух, что им «рекомендовали» делать именно так, чтобы не создавать паники.