Posted 17 марта 2020,, 06:45

Published 17 марта 2020,, 06:45

Modified 30 марта, 14:42

Updated 30 марта, 14:42

И зачем Южному Кавказу эта «корона»?

17 марта 2020, 06:45
От COVID-19 Грузия пострадала больше, чем Армения и Азербайджан. В Тбилиси пусто, многие перешли на дистанционную работу, а медицинских масок в аптеках нет.

Непривычно безлюдно на улицах перенаселенной грузинской столицы: никаких автомобильных пробок, транспорт почти порожний, прохожих мало. Все разговоры на одну тему: о коронавирусе, дефиците защитных средств, резком ухудшении материального положения многих семей. На этот момент в Грузии подтвержденных случаев заболевания — 33, включая четверых детей. В стационаре — 73 потенциальных носителя вируса, 427 человек — в карантине, один пациент считается выздоровевшим.

В режиме самоизоляции находится даже сын главного эпидемиолога Грузии Амирана Гамкрелидзе — с женой и тремя детьми. Кстати, к контролю такой категории лиц подключена патрульная полиция: вышел из дома или принял гостя — отправляют в медицинский изолятор.

Почти все случаи «импортированные» — преимущественно из поездок в Италию и Иран. С этими и еще с множеством государств, включая Россию, наземное и воздушное сообщение прекращено. Грузия фактически закрыта. Карантин обязателен для всех, вернувшихся из стран высокого уровня заболеваемости. Но зафиксированы и случаи так называемой «третичной» передачи вируса, то есть без прямого контакта с инфицированным. А это уже очень сильно напрягает специалистов и простых людей.

ВОЗ рекомендует, в первую очередь, пользоваться медицинскими масками и усиленно соблюдать правила гигиены. Но где они, эти маски? Выходим в город. «Замаскированные», в том числе и самодельными средствами сомнительного уровня защиты, встречаются. Многие выходят на улицу в резиновых перчатках (если побегать, пар десять еще можно отыскать по аптекам) и в лыжных очках. Заходим в крупные продуктовые магазины и видим ажиотажную закупку макарон, чая, кофе, сахара, муки, круп, растительного масла, хозяйственного мыла, туалетной бумаги и т. д. Частенько натыкаешься на пустые полки, правда, пока они все же пополняются.

А вот в аптеках худо: все уже поняли, что масок не будет. Напряженка и с медицинским спиртом. Фармацевты предлагают какие-то гели для носа, но доверия к ним нет: ведь проверенная информация, убивают ли они «корону», отсутствует.

Заглядываем в несколько популярных гостиниц в центре города. Если до пандемии здесь было оживленно (хотя после закрытия Россией летом прошлого года прямого авиасообщения турпоток снизился), то сейчас на ресепшене плюют в потолок. Грузины любят хорошо поесть и весело провести время под обильные возлияния «самым лучшим вином в мире», но рестораны и все объекты общепита закрыты. Пытаемся уговорить охранника казино (их, кстати, в Грузии много) впустить нас — поговорить, но он через стекло дает понять, что закрыто на неопределенный срок: доигрались!

В общем, туристический сектор «просел». Но не только он. Правительство пытается не допустить массового распространения «короны», и почти все госучреждения переведены на дистанционный режим работы. Им, разумеется, зарплату платят. Но вот с персоналом частных компаний дело обстоит плохо: нет клиентов — нет денег. Людей отправляют «в отпуск без содержания» — на неопределенный срок. Сорван и учебный процесс: школы, вузы, детсады, включая частные, закрыты. Отменены все спортивные соревнования, культурные мероприятия и прочее. Те, кто имеют возможность, стараются выехать в деревню подальше от города — главное, вывезти стариков и детей.

Грузины — народ верующий. В храмах даже в обычные дни, бывает, не протолкнешься. Но и они заперты: дезинфекция. Одни возмущены, говорят, что в храме это ни к чему, другие такое решение воспринимают с пониманием. «Помолиться, если есть потребность, можно и дома», — говорит нам одна из прихожанок.

Сейчас в Тбилиси, в котором при встрече принято непременно поцеловаться, люди воздерживаются и от рукопожатий. Подходим к молодому человеку без маски, спрашиваем: почему «не защищен»? Оказывается, не боится он «короны». Говорит, больше опасается укусов бродячих собак, которых в городе в избытке.

Но таких «храбрых» мало. Мини-опрос, проведенный на метровой дистанции от ходящих без масок, показал: они просто не могут их достать. Хотя существуют сайты, посредством которых можно купить медицинский «намордник» хоть в клеточку, хоть в горошек, но очень дорого и оптом — не менее тысячи штук на одного покупателя.

В общем, уныло в Тбилиси всем, а многим и вовсе голодно. И никакие временные меры правительства, типа четырехмесячной отсрочки гостиницам, ресторанам, туристическим и транспортным компаниям выплат подоходного налога и налога на имущество, особого оптимизма у простого люда не вызывают. Так же как и готовность благотворительного фонда «Карту», принадлежащего миллиардеру Бидзине Иванишвили, выделить государству необходимые финансовые средства для противостояния коронавирусу. Пожалуй, «полегчало» только условно осужденным: их до середины апреля освободили от еженедельной явки в бюро пробации.

А что творится у соседей? Армения, несмотря на общую границу с Ираном, пока в лучшей ситуации, чем Грузия, хотя правительство также объявило режим чрезвычайного положения. Вообще, до армян «корона» добралась позже, чем до грузин и азербайджанцев, но она быстро наверстала упущенное. Сейчас инфицированных здесь 30 человек, более 300 — в карантине. Кстати, в самоизоляции находятся премьер-министр Никол Пашинян с супругой: последняя в марте побывала в Бразилии и встречалась с женой президента этой страны. Пашинян дважды прошел тест на наличие вируса, но оба раза результат был отрицательным.

В РА предприняты практически такие же меры безопасности, как и в Грузии, включая закрытие детсадов, школ, вузов. Медицинские маски здесь еще можно «урвать». Республика начала сама их производить, но в малом количестве. Ежедневно производится и 6-7 тысяч тонн дезинфицирующих средств. Особой паники в Армении не наблюдается, но она появится, если Грузия закроет для нее границу и границу с Россией в Верхнем Ларсе: пока для перемещения грузов обе они открыты, и полной блокады республики нет. Пашинян говорит, что даже в режиме полной изоляции продуктов хватит на месяц. Ну, а если «корона» не угомонится?

Что же касается Азербайджана, здесь коронавирус обнаружен у 25 человек, около 500 находятся в карантине. Одна женщина скончалась. Официально излечившимися объявлены шесть человек. В отличие от Тбилиси и Еревана, в Баку дезинфицировали даже 11 тысяч жилых домов (подъезды, лестничные пролеты, лифты, мусорные контейнеры, дворы), торговые центры и рынки. Празднование Новруза, сопровождаемое массовыми мероприятиями, отменено. Впрочем, как и все действа с большим наплывом народа. Границы закрыты почти полностью. Продовольственная паника есть, но министр экономики Микаил Джаббаров утверждает, что реальных оснований для нее нет: «Товаров и продуктов достаточно».

Словом, COVID-19 все же набрал темпы на Южном Кавказе, соседствующем с Россией, и прогнозировать ситуацию с его распространением невозможно: «настроение» и «поведение» этого вируса, как известно, недостаточно изучены.