Posted 18 марта 2020,, 16:00

Published 18 марта 2020,, 16:00

Modified 30 марта, 14:41

Updated 30 марта, 14:41

На Украине решили, что с Covid-19 лучше «перебдеть»

18 марта 2020, 16:00
В стране-соседке РФ официально подхвативших коронавирус на вчерашний день было всего 14. Однако меры власти предпринимают сверхстрогие.

«Сидите дома, смотрите хорошее кино и читайте интересные книги», — рекомендовала власть украинцам и приступила к введению тотального карантина. Это притом, что дети всех возрастов уже вторую неделю освобождены от посещения учебных заведений, усиленно расходуя интернет-трафик и натирая мозоли о клавиатуру. Прекращено воздушное и железнодорожное пассажирское сообщения с другими странами. Теперь въехать и выехать из страны украинцы могут только на личном авто и то — чисто теоретически, поскольку Европа временно приостановила «безвиз».

Ну, если с заграницей все относительно понятно и логично — оттуда идет основная угроза, то ограничения внутри страны вогнали украинцев в ступор и даже вызвали гнев. С 18 марта по указу Зеленского прекращены любые пассажироперевозки между городами и областями, так что теперь — либо пешком по шпалам, либо личным транспортом.

Также президент дозволил остаться открытыми продуктовым магазинам, аптекам и банкам. Ресторанам и кафе предписано перейти на торговлю на вынос или доставку. На электротранспорте в городе одновременно могут проезжать до 20 человек, в маршрутках — до 10, метрополитен вовсе закрыли. На улицу советуют выходить лишь в крайнем случае, не собираться в большие компании. Хотя понятно, что миллионы людей просто вынуждены покидать свои дома, чтобы что-то заработать.

Вот для депутатов Верховной рады — это не обязательно (кстати, среди них уже есть один официально заразившийся Covid-19). 17 марта они быстренько приняли закон о противодействии коронавирусу и разбежались на каникулы, обрадовавшись возможности отложить рассмотрение вопроса об открытии земельного рынка, несмотря на уговоры президента продолжить работу в сложное для страны время.

Закон, помимо прочего, вводит ответственность за нарушение правил карантина — вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет. Но есть и сладкое: пенсионеры получат пособие в одну тысячу гривен, медработникам сделают доплаты аж в 200%, бизнес получит частичные налоговые и кредитные каникулы. Казалось бы, можно облегченно вздохнуть, однако народ действия руководства страны моментально начал критиковать, сочинив мем: «Не так страшен коронавирус, как украинская власть, пытающаяся с ним бороться».

Крупный бизнес Украины после диалога с президентом пообещал вложить средства в борьбу с эпидемией, однако куда больше он сэкономит за счет недоплаты в местные бюджеты. «Я понимаю, когда освобождается от уплаты налогов мелкий и средний бизнес, который вынужден сейчас закрывать свои бары, рестораны, спорткомплексы, развлекательные заведения, которые в момент карантина не будут работать, — написал в Facebook мэр Каменского (родного города Л.И.Брежнева). — Но я не понимаю, почему освобождаются от уплаты налога на землю крупные промышленные предприятия, которые сейчас, слава Богу, продолжают работать, продолжают реализовывать свою продукцию».

Получается, что в сложный момент государство поддержало владельцев «заводов-пароходов», бросив мелкий и средний бизнес на произвол судьбы. Хотя есть и другая точка зрения: Зеленский делает все правильно, поскольку его главная задача — сохранить людей и реальное производство, а поэтому (что логично) нет рекомендаций по закрытию крупных предприятий. А остальное, дескать, со временем наладится и возродится.

Есть ли сегодня на Украине паника и истерика по поводу коронавируса? Да, есть. Но, пожалуй, только «в телевизоре» и интернете, где даже про войну в Донбассе забыли. А вот корреспонденту «Росбалта», совершившего большую прогулку по окрестностям города металлургов Каменского в Днепропетровской области, каких-то особенных признаков бедствия и «народного горя» обнаружить не удалось. «Паникеров» в защитных масках (за исключением персонала супермаркетов) увидел за полдня целых семь (правда, и в аптеках города с населением в 250 тысяч их не нашлось). Даже в маршрутках, в которых люди «сплачиваются», как нигде, ими не заморачиваются.

— Скажите, а почему вы не выполняете распоряжение президента насчет количества людей в салоне? К тому же, все должны быть в защитных повязках?

— А это пусть он сам становится у меня в дверях и каждого одиннадцатого пассажира насильно выталкивает. Если сможет.

По мнению водителя, никто в рейс на условиях, чтобы возить не более 10 человек, не выйдет. Доплачивать за «недогруз» ведь не будут, и на заправках топливо бесплатно не отпускают.

На рынке вообще все без изменений. Толпы нет, но ее тут никогда в будни не бывает. Все продукты — в обычном ассортименте, дефицита товара нет.

— А вас что, не закрывают? — спрашиваю у «тетушки-баристы», работающей под открытым небом.

— За что нас закрывать? Мы же на свежем воздухе торгуем, вирус ветром сносит. Разве что мясников в павильоне могут «попросить».

— Народу меньше стало с карантином?

— Нет, столько же, пожалуй, но почему-то пирожки меньше стали покупать. Обычно за ними очередь.

Отделение банка встретило объявлением о закрытии на часовой перерыв для дезинфекции. Однако реакция на карантин в этих заведениях присутствовала — клиентов пускают внутрь по несколько человек. Зато совсем рядом «компенсировала» меры предосторожности толпа пенсионеров, штурмующих оператора мобильной связи в попытке получить льготный тариф.

Открытых спортзалов мало, а работающие предупреждают, что завтра закроются. На вокзале суетливая очередь в кассу — люди сдают ранее приобретенные билеты. В магазинах недорогой торговой сети, где предпочитает обслуживаться большинство небогатого населения, практически все есть. Исчезли только соль, мука, гречка. «В дороге» также оказались некоторые виды круп и дешевая «макаронка». Спички и туалетная бумага в продаже присутствуют, но отпуск в одни руки ограничен — оказывается, в условиях ажиотажа их скупают для перепродажи. А в супермаркете чуть более высокого класса и вовсе изобилие, есть все — даже соль и гречка.

Очень удивился тому, что государственные ЦНАПы (единые окна для оформления документов) сейчас работают без перебоев. «Пока работаем, а там — как прикажут. Звоните», — говорит консультант. Пожалуй, это сегодня общее для многих слово — «пока». Ясных прогнозов на завтрашний день нет ни у кого.

Валентин Корж, Днепр, Украина