Posted 10 апреля 2020,, 06:00

Published 10 апреля 2020,, 06:00

Modified 30 марта, 14:30

Updated 30 марта, 14:30

Елена Батурина — перезагрузка

10 апреля 2020, 06:00
Бывшая первая леди Москвы, возможно, готовится к переезду в Россию, сообщают СМИ. Что ждет ее на родине?

Богатые россияне в нынешних непростых условиях недавно начавшейся пандемии коронавируса и продолжающейся охоты иностранных правоохранительных органов за «грязными деньгами» из республик бывшего СССР активно возвращаются на родину, где все не так гламурно и аристократично, как в древних монархиях Старого света, зато понятно и предсказуемо.

Похоже, попала в этот тренд и в недавнем прошлом лидер российского женского списка журнала Forbes, вдова экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина. Как сообщают СМИ, женщина-миллиардер неожиданно впала в немилость британского высшего света, в который вроде бы так успешно интегрировалась последние годы. Ее «попросили» выйти из Попечительского Совета благотворительного фонда мэра Лондона, сообщил сайт британской газеты Daily Mail. «Она ушла в отставку во вторник после расследования, проведенного веб-сайтом Finance Uncovered, в котором говорится, что член совета директоров Be Open (принадлежит Елене Батуриной, именно с его счетов перечислялись пожертвования в размере 138 000 фунтов стерлингов на благотворительную деятельность столичного градоначальника Садика Хана) Доминго Плазас Руис преследуется по суду за отмывание денег и налоговые преступления в Испании… Пресс-секретарь сказал: «Ситуация с директором Be Open стала для нас новой информацией, и мы приняли меры. Она ушла в отставку по взаимному согласию…», — уточняет издание.

Теперь Батурина распродает свои зарубежные активы и, судя по всему, планирует вернуться в Россию. Вот только для этого бывшей первой леди столицы придется хорошо потрудиться над восстановлением своей деловой репутации. И нанятые Батуриной PR-специалисты уже, похоже, взялись за дело, сообщают российские СМИ.

Строго говоря, готовить почву для возвращения на российский рынок Елена Батурина, видимо, начала еще несколько лет назад. В британской прессе один за другим начали выходить достаточно комплиментарные статьи, в которых описывалась непростая судьба самой богатой женщины России, заработавшей свои миллиарды нелегким трудом. По информации некоторых СМИ, эти публикации появились не без помощи лондонского PR-агенства RedSquare.

Вот, например, что сообщила своим читателям лондонская The Telegraph 4 декабря 2017 года: «Батурина держала свои деловые интересы отдельно от политического влияния мужа». И тут же автор статьи пишет: «Как супружеская пара они руководили превращением Москвы из унылого послевоенного города в международный центр, изобилующий сверкающими стеклянными и стальными небоскребами». Или вот еще одна цитата: «Школа ее детей, а также земля, которой она владела в Москве, были конфискованы российским правительством после того, как ее муж поссорился с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым». В завершение статьи героиня материала горестно констатирует, явно намекая на возможность своего возвращения в Россию: «Как только ты забываешь о своих корнях, ты становишься никем».

Между тем, стоит напомнить, какими обстоятельствами сопровождалось восхождение Елены Батуриной на вершину «золотой сотни» русского Forbes в 1990-х и «нулевых» годах. Известный бизнесмен Шалва Чигиринский еще в 2009 году поведал через своего адвоката Высокому суду в Лондоне, что «ни один крупный проект в Москве не может быть реализован без поддержки г-жи Батуриной». За предоставление пресловутого административного ресурса в виде «крыши» не только правительства Москвы, но и судов, Батуриной якобы отдавались доли в самых перспективных компаниях — особенно, в девелоперской сфере. По большому счету, по мнению экспертов, вхождение супруги мэра Лужкова в эти компании, проекты можно рассматривать как узаконенное рейдерство. Об этом же писал в своем известном докладе «Лужков. Итоги» убитый позднее политик Борис Немцов: «Нигде, кроме Москвы, бизнес Батуриной не развивается успешно…»

Поводом же для отъезда Батуриной в Лондон стала отнюдь не отставка Лужкова как таковая, а возбужденное по ее следам уголовное дело. «Банк Москвы», который СМИ тогда называли «карманным банком» бывшего градоначальника, выдал компании «Премьер Эстейт», аффилированной с холдингом Батуриной «Интеко», фактически необеспеченный кредит на сумму 12,76 млрд руб. Деньги, писала газета «Коммерсант», в конечном счете были переведены на личные счета Елены Батуриной.

На фоне подобных афер с московской недвижимостью, деньгами «Банка Москвы» и вывода активов в подконтрольные офшоры (например, кипрский Thediki Ltd, о котором писали «Ведомости»), кажутся мелочью ранние эпизоды из деятельности Батуриной, ставшие, тем не менее, своеобразными символами «лихих 1990-х». Можно вспомнить, например, историю с контрактом на поставку пластиковых кресел для стадиона «Лужники» на $700 тыс., который от мэрии Москвы безальтернативно получила та же фирма «Интеко». В прессе, правда, Батурина уверяла, что ее кресла были в 2,5 раза дешевле, чем у конкурентов, но кто бы видел этих конкурентов?

И вот теперь, если судить по последним действиям экс-первой столичной леди, пришло время задуматься о возвращении. Недавно ирландские СМИ сообщили, что Батурина выставила на продажу свой роскошный отель Morrison в Дублине — за 91,8 млн долл. В упомянутом выше интервью The Telegraph она заявила, что стала снова часто навещать Москву: «Это совсем другой город — а может быть, и я тоже».

Видимо, чтобы продемонстрировать россиянам свою нравственную реинкарнацию, Батурина, как пишет "Собеседник", наняла PR-консультантов и здесь, в Москве. Вот только объяснили ли эти консультанты, что прежние методы ведения бизнеса в России больше не работают? Рейдерские операции в привлечением сотрудников силовых ведомств, «черный пиар», многомиллионные «обналы» — все это, к счастью, практически осталось в прошлом. И если выяснится, к примеру, что благотворительность Батуриной, через которую она пыталась прокладывать себе дорогу в лондонский высший свет, держится на «грязных» деньги — у российских правоохранительных органов возникнут ровно те же вопросы, что и у испанских…