Posted 13 апреля 2020,, 15:40

Published 13 апреля 2020,, 15:40

Modified 30 марта, 14:29

Updated 30 марта, 14:29

Бог вернулся в дома европейцев

13 апреля 2020, 15:40
России только предстоит встретить Пасху в условиях самоизоляции, а католики, протестанты и некоторые другие христианские конфессии уже испытали это на себе.

Отношение к религии в Евросоюзе очень отличается от страны к стране. Там разные доминирующие христианские конфессии, разный процент убежденных атеистов, разные обычаи. Сложнее всего, конечно, приходится тем странам, где христианство — это и есть главная народная традиция (чаще всего это бывает у католиков).

Самый яркий пример — Италия. Там, как и во многих православных странах, по-прежнему немало священников и верующих, для которых пища духовная не менее (а местами и более) важна, чем возможность лишний раз сходить в магазин. Но режим строгого карантина в стране, где эпидемия коронавируса уже унесла жизни почти 20 тысяч человек, этого не предусматривает.

У католиков нет таких сложностей с причастием, когда наиболее высок риск заражения, в связи с тем, что оно проводится немного иначе, чем в православной церкви. И все же пропускать главный христианский праздник некоторые итальянцы оказались не готовы. Пасхальная месса в Ватикане прошла без прихожан, но, естественно, транслировалась по телевидению. Однако праворадикалы из движения Forza Nuova пытались соблюсти традицию и прийти в сердце Рима на площадь святого Петра. Однако их марш под лозунгом «Нет Пасхе без мессы» разогнала полиция, шестерых задержали, теперь они получат штрафы, которые могут достигать нескольких десятков тысяч евро.

Штрафы наверняка получат и организаторы пасхальных процессий в нескольких других итальянских городах. А вот в Неаполе верующие фактически использовали формат флешмоба — они внезапно сконцентрировались в одном из кварталов города и прошли несколько улиц со статуей Девы Марии, запуская при этом фейерверки. Дальше их все же остановила полиция и, невзирая на праздник, достаточно жестко разогнала.

Совсем иначе Пасха выглядела в Чехии, где большая часть граждан декларирует свой атеизм. Однако народные традиции пасхального праздника все еще очень сильны. В соответствии с ними чехи (и примерно так же словаки) поют пасхальные колядки, поливают девиц водой и шлепают праздничными розгами из нескольких переплетенных веток ивы, в которые вплетены ленточки. Согласно явно еще языческому поверью, это должно помочь плодородию как земли, так и женщин.

Кстати, в високосный год все меняется и женщины тоже могут шлепать мужчин. Понятно, что в обоснование этой традиции никто всерьез не верит, но соблюдать ее любят, особенно дети.

В условиях самоизоляции, когда лишь за пару дней до этого власти разрешили велосипедистам и бегунам (в виде исключения!) появляться на улице без масок, ни о каких массовых мероприятиях и речи не было. Чехи договаривались в соцсетях и украшали деревянными и соломенными зайцами и яйцами и площади маленьких городков, стараясь хоть так создать праздничную атмосферу. Ведь, как известно, на Пасху и заяц яйца несет.

Премьер-министр страны Андрей Бабиш в шуточном поздравительном ролике демонстрировал как должен вести себя ответственный чех. В собственном саду он, сидя в санитарной маске, соблюдая дистанцию, двухметровой помлазкой «стегал» собственную жену. Таким же образом, в соответствии с эпидемиологическими рекомендациями, предлагалось отмечать Velikonoce (Пасха по-чешски) всем согражданам Андрея Бабиша.

Что касается преимущественно протестантской Германии (хотя в ней и есть католические регионы, вроде Баварии), то там споры о праздновании Пасхи были мягче, чем в Италии. Протестанты еще проще относятся к таинству причастия, точнее, в большинстве своем, вовсе не считают его таинством. Соответственно, и споров от том, надо ли обязательно идти в свои молитвенные дома среди них практически не было. Народные традиции также выражались в основном в украшении площадей и домов. А самая оживленная дискуссия, пожалуй, была вокруг компании, производящей шоколадных зайцев, которая сделала серию пасхальных зверюшек в санитарных масках. Часть немецкого общества увидела в этом недостаток уважения к врачам, карантину и, главное, умершим от COVID-19.

В целом же, можно сказать, что карантин, самоизоляция, вынужденное празднование Воскресения Христова верующими без похода в церковь, скорее вернули Бога в домашний быт многих европейцев. Как сказал один чешский католический священник, Спаситель снова стал членом многих семей. И этому в период эпидемии активно помог пересмотр приоритета таких ценностей как здоровье, отношения с близкими, забота, а также вынужденный отказ от многих навязанных социальных «достижений» общества потребления. Правда, никто не знает, сохранится ли эта тенденция и после выхода из карантина.

Иван Преображенский