Posted 14 апреля 2020,, 03:35

Published 14 апреля 2020,, 03:35

Modified 1 февраля, 01:23

Updated 1 февраля, 01:23

В Балтии борются с вирусом и «злом из Москвы»

14 апреля 2020, 03:35
COVID-19 не обошел стороной государства региона, усилив образ России как врага и породив тревожные ожидания в экономике, особенно — в Эстонии.

В отличие от многих европейских стран, пандемия коронавируса более или менее пощадила Латвию, Литву и Эстонию. Уровень заболеваемости и смертности здесь разный, но он пока не зашкаливает. Однако в будущее неопределенное время, когда «корона» отступит, всем трем государствам Балтии придется заново поднимать экономику, переоценив некоторые реалии, отношение к которым сейчас либо истерически ухудшается, либо временно приобретает прагматично-меркантильный характер.

Латвия

В республике количество заразившихся COVID-19 составило на вечер 13 апреля 655, умерли 5 человек. Это значительно меньше, чем в Литве и Эстонии, хотя в них действуют сравнительно более жесткие меры предосторожности и ограничения. Местные инфекционисты считают, что относительное благополучие достигнуто своевременным тестированием и поиском контактов заразившихся и потенциальных носителей вируса. Кроме того, система надзора за инфекционными заболеваниями в республике централизована.

Тем не менее, бизнес сворачивается, работа ряда предприятий полностью остановлена. По прогнозу экспертов, в 2020 году ВВП республики рухнет на 6,5%. А международное агентство Fitch Ratings прогнозирует в 2020—2021 годах ухудшение ситуации в республике с учетом экономического спада в краткосрочной перспективе. Отмечается также, что уровень безработицы составит в этом году 9,5% и 10% в следующем — по сравнению с 6,3% в 2019-м. Возрастет и дефицит бюджета — до 6,4% против 0,5%.

Когда «корона» уйдет, Латвии и ее соседям по Балтии, доход которых во многом зависит от туризма, транзитных возможностей и иностранных инвестиций, придется уповать преимущественно на помощь различных фондов Евросоюза. Это даже в том случае, если, например, флагману транспортной отрасли Латвии — Рижскому свободному порту (сейчас работает, но с перебоями) удастся вернуться к прежним объемам и направлениям транспортировки грузов.

Вообще транспортная отрасль подает весьма тревожные сигналы. Компании Latvijas dzelzceļš пришлось сворачивать работы по электрификации железной дороги, массово увольнять сотрудников и просить у государства дотацию в размере 40 млн евро. Речь о государственной поддержке идет также в случае с деятельностью авиакомпании AirBaltic. «После того, как кризис, вызванный пандемией коронавируса, пойдет на спад, и в мире снова восстановятся пассажирские перевозки, Латвию ожидает новая волна эмиграции», — прогнозирует в эфире телеканала RigaTV24 бывший премьер-министр республики Вилис Криштопанс. По его словам, люди, лишившиеся доходов, будут пытаться заработать за рубежом.

Литва

Количество заболевших в республике достигло 1062 человек, смертей от коронавируса — 24. По этим показателям страна находится в регионе между Латвией и Эстонией. Сценариев развития ситуации, считают ученые из Вильнюсского университета, — два. Согласно так называемому «реальному», пик коронавируса в Литве придется на начало мая, когда количество инфицированных достигнет порядка 3 тыс. человек, а смертей —208. При этом большинство случаев летального исхода ожидаемо с июня по июль. Согласно второму, более мрачному варианту, количество инфицированных в мае может составить 3 135, а смертей — 251. Все это с оговоркой — если второй волны COVID-19 не будет.

В Литве, как и в Латвии, озабочены не только фактором заболеваемости и смертности от «короны», но и тем, «что будет после нее», то есть финансово-экономическим выживанием. Sputnik со ссылкой на информацию, озвученную на неформальном форуме экспертов Pandemijos ekonomikos grupe, сообщает, что в Литве ежедневно из-за карантина около 2 тыс. человек теряют работу. По словам бывшего главного аналитика Oxford Business Group Паулюса Кунчинаса, в ближайшее время эти темпы могут ускориться в два-три раза.

Эксперты считают, что Литва дала запоздалый и консервативный ответ на кризис, вызванный коронавирусом. При этом она применяет лишь часть возможных средств, заявил руководящий партнер управляющего фонда частного капитала BaltCap Симонас Густайнис. «Мы видим, что все инструменты — из эры распространения помощи Евросоюза, когда эти меры касаются разделения риска, а не предоставления ликвидности», — сказал он.

Между тем Минфин прогнозирует падение ВВП в этом году на 2,8%, а рост безработицы — до 8,1%. Наиболее серьезные потери ожидают сферу услуг. Прогнозы Банка Литвы более пессимистичны. По его оценкам, сильнее всего экономика страны пострадает от вспышки коронавируса во втором и третьем кварталах этого года. И, в зависимости от сценария развития событий, ВВП может сократиться от 3,4% до 20,8%. Неплохой разбег!

Еще одна тревога для Литвы: из-за пандемии пришлось приостановить работы по выводу из эксплуатации Игналинской атомной электростанции — она переведена на «щадящий» режим работы. Как пишет RUBALTIC.RU, изначально предполагалось, что главным источником финансирования всех расходов, связанных с ликвидацией АЭС, будет Евросоюз. До недавнего времени так и было, хотя выделяемых средств хронически не хватало. А после «коронакризиса», который, по оценкам различных экспертов, будет намного страшнее финансового «землетрясения» 2008—2009 годов, Игналинка наверняка станет для Литвы еще более тяжелым «ядерным чемоданом без ручки».

Эстония

Более всего от пандемии пострадала именно она, заняв по количеству заболевших первое место среди государств Балтии. Скорбная статистика такова: пациентов с коронавирусом — 1 332, умерших — 28. Но все же, как сказал «Актуальной камере» глава кризисного штаба Департамента здоровья Рагнар Вайкнеметс, Эстония, вероятно, сумела предотвратить резкое увеличение числа случаев заражения. «Нам удалось избежать самого мрачного сценария, при котором кривая заболеваемости резко пошла бы вверх. Но радоваться еще рано, я бы не стал праздновать победу заранее», — сказал он.

Что касается экономики: в конце марта, когда COVID-19 «разогнался» в Эстонии еще не столь сильно, Минфин, в случае негативного сценария развития событий, прогнозировал экономический спад в республике в районе 25%! Глава этого ведомства Мартин Хельме заявил, что экономическое положение страны критическое. По данным местных экспертов, финансовый ущерб, нанесенный пандемией, составил 1,5 млрд долларов, и этот показатель будет расти. Как и в других государствах Балтии, в Эстонии люди теряют работу едва ли не массово.

Однако правительство разработало проект дополнительного бюджета на 2020 год. Так что вполне возможно, что прежний, крайне неутешительный прогноз Минфина не оправдается, и экономический спад составит «лишь» 10%, в то время как до пандемии Эстония рассчитывала на рост в 2,3%.

Эти «ужасные» Россия и Китай

Государства Балтии даже в условиях пандемии не забыли о «зле», исходящем от России. Китай, за оказываемую им помощь, временно «прощен». Хотя вряд ли проявлением «русофобии» можно назвать решение властей Эстонии, подвергших врачей проверке на знание государственного языка — ведь они имеют дело с пациентами, зачастую не понимающими по-русски. Другое дело — откровения некоторых латвийских политиков, утверждающих, что русские заражаются коронавирусом чаще, чем представители титульной нации, потому что «потребляют российскую пропаганду», после чего «таскаются по улицам, и плевать им на самоизоляцию в Риге».

«Унизили» в этой республике и русскоязычные СМИ: деньги, выделенные государством на информирование общества в период пандемии, получили только медиа, вещающие и пишущие исключительно на латышском. Также в Эстонии и Латвии Первый Балтийский канал с 20 марта прекратил новостные передачи на русском — его собственников обвинили в распространении кремлевской пропаганды и в нарушении санкционного режима, введенного в ЕС против России.

Вильнюс, в отличие от Риги и Таллина, подобными «гонениями» не отличился, хотя глава департамента госбезопасности Литвы Дарюс Яунишкис и заявил, что его ведомство наблюдает попытки России «посеять панику» в связи с пандемией коронавируса, а также активизацию усилий Москвы по дезинформации общества.