Posted 16 апреля 2020,, 10:30

Published 16 апреля 2020,, 10:30

Modified 1 февраля, 01:25

Updated 1 февраля, 01:25

Грузия, Азербайджан и Армения скорее выживут, чем «умрут»

16 апреля 2020, 10:30
В странах региона помогают бизнесу и населению не протянуть ноги, исходя из возможностей, которые у «бедняков», «середняков» и «кулаков» разные.

Когда коронавирус только добрался до государств Южного Кавказа, в худшем положении, по количеству заразившихся, была Грузия. Но вскоре ситуация резко изменилась: здесь пациентов с подтвержденным «коронным» диагнозом сейчас 306, умерших — 3. Но пик заболеваемости не пройден, и режим чрезвычайного положения продлен до 10 мая.

А Минздрав еще недавно благополучной Армении признал, что ситуация с распространением заболеваемости вышла из-под контроля — в республике с населением, не дотягивающим и до 3 млн человек, COVID-19 диагностирован у 1111 пациентов, умерли 17. В Азербайджане — самой большой и населенной стране ЮК — заболевших 1253, случаев летального исхода — 13.

Справедливости ради, отметим: правительства всех трех стран стараются оказать помощь огромной армии безработных и бизнесменов. Последним, вероятно, будет легче вырулить, чем «простому» человеку, поскольку дурная привычка предпринимателей не заключать трудовые договора с сотрудниками лишила их права на помощь государства. К тому же во всех этих республиках большой сегмент населения — самозанятые, в своем роде, «ничейные».

Грузия

Правительство республики выделило 2 млрд лари (около $643 млн) на полное покрытие коммунальных расходов неимущих слоев населения и поддержку отраслей экономики, понесших наибольший ущерб от прекращения своей деятельности. Это, в частности, компании, занятые в сферах туризма, транспорта, гостиничного и ресторанного бизнеса. Выплаты подоходного налога и кредитов им отсрочены на 4 и 3 месяца соответственно. Такая привилегия распространяется на 18 тыс. компаний.

Потерявшим работу (речь идет об официально оформленных) государство в течение полугода будет выплачивать по 150 лари в месяц ($47). Сумма, надо сказать, символическая, не сравнимая даже с размером нищенской пенсии по возрасту, составляющей 220 лари. Но премьер-министр Георгий Гахария уверяет, что она будет увеличена. Цены же на продукты и лекарства в стране катастрофически растут.

Государство, кроме того, взяло на себя субсидирование импорта основных продуктов питания, в том числе муки, риса, молочного порошка. Создается запас на сумму около $16 млн. Ну и, по словам премьера, до конца года Грузия получит от донорских организаций в совокупности 3 млрд долларов. Потихоньку, но в очень ограниченном режиме, власти разрешили работу непродовольственным магазинам онлайн (с доставкой на дом) при условии соблюдения ими рекомендаций эпидемиологов.

Делать прогнозы на этот и будущий годы по экономическому развитию Грузии и благосостоянию ее населения (как и других стран) крайне сложно. И все же Азиатский банк развития полагает, что рост ВВП Грузии в этом году буудет «нулевым», но уже в 2021-м вырастет на 4,5%. Ее оздоровление аналитики банка считают возможным за счет внутреннего спроса, прямых иностранных инвестиций, увеличения экспорта и восстановления прежнего объема перечисления денег из-за рубежа. Сами власти готовятся к более негативному сценарию.

Армения

Республика, ввиду высокого уровня заболеваемости населения коронавирусом, продлила режим чрезвычайного положения до 14 мая. Здесь тоже пытаются помочь малоимущим, но с куда меньшим размахом. В частности, необеспеченным семьям спишут 50% платы за потребляемые газ и электроэнергию, и такая поддержка будет «единовременной».

Что касается помощи бизнесу, в период ЧП компаниям и частным предпринимателям предложены льготные кредиты, а хозяйственным субъектам численностью персонала до 50 человек правительство обязалось выделить гранты на зарплаты сотрудников. Однако налоговые отчисления в бюджет не отменены и не смягчены — они и без того рухнули едва ли не наполовину. В целом выделено 150 млрд драмов (около $300 млн) на поддержку населения и бизнеса.

По прогнозам Центробанка, экономический рост в Армении в этом году составит 0,7%, хотя МВФ предрекает его падение. А рейтинговое агентство Fitch указывает: на Армению повлияет, среди прочего, снижение экономической активности в России — крупнейшем экспортно-импортном партнере республики, а также сокращение уровня трансфертов из РФ, составлявших несколько сот миллионов долларов в год. Аналитики агентства предрекают также сокращение российских инвестиций в экономику РА, но их обнадеживает относительно высокий уровень валютных резервов Центробанка Армении.

Кроме того, у республики остались неиспользованными средства, предоставленные ей международными финансовыми организациями. Плюс к этому, Армения может попросить бюджетную поддержку у МВФ на 200 млн долларов. Наличие таких валютных источников, считают эксперты Fitch, помогает удержать курс драма от сильного падения — за последний месяц он снизился всего на 4%. В Грузии же лари обесценился на 14%. Выжить бизнесу и аграрному сектору Армении поможет и Евросоюз — он выделит 92 млн евро.

Азербайджан

Эта самая большая и экономически самодостаточная республика Южного Кавказа тоже стоит перед проблемой выживания в условиях коронавируса, тем не менее, масштабы ее помощи населению и бизнесу впечатляют.

Государство для сохранения рабочих мест выделило предпринимателям 215 млн манатов (около $160 млн) — они пойдут на зарплаты лицам, имеющим трудовой договор. Плюс к этому, на прямую финансовую поддержку бизнесу направлено 195 млн манатов, а на помощь социально уязвимым слоям населения — 200 млн. На оплату учебы студентов из малообеспеченных семей бюджет выделяет 40 млн. Официальные безработные в период карантина получат 190 манатов ($111). Государство, кроме того, обязалось покрыть часть кредитов, взятых предпринимателями, и оплатить значительную часть расходов населения на электроэнергию.

Особое внимание уделено выживанию туристической отрасли: как минимум, в течение апреля и мая государство компенсирует зарплаты ее сотрудникам. В случае, если работнику платили меньше 712 манатов, государство покроет зарплату полностью, а если больше — в размере вышеуказанной суммы. Однако при условии, если та или иная компания исправно платила налоги и не сокращала рабочие места.

Также на фоне трудностей, связанных с пандемией коронавируса, власти в четырех регионах Азербайджана создали 700 новых рабочих мест в рамках строительства магистральных дорог транспортного коридора Север — Юг. По подсчетам Fitch, Азербайджан только на меры поддержки домашних хозяйств и бизнеса выделил 2,5 млрд манатов, то есть почти $1,5 млрд.

Траты эти пришлись совсем некстати — на фоне падения цен на нефть, в то время как углеводороды являются основной статьей азербайджанского экспорта и валютных поступлений. По расчетам Всемирного банка, в заданных условиях прогнозируемый на текущий год рост ВВП в размере 2,3% недостижим, и его величина составит 0,2%, однако вернется к прогнозируемым показателям текущего года в году будущем.

Ситуация в Азербайджане — как текущая, так и перспективная — не грозит полным обвалом экономики. Страна дееспособна, в том числе, благодаря наличию валютных резервов (почти 100% от ВВП) и низкому уровню государственного долга (немногим более 18% ВВП). Это дает большие возможности для маневрирования.

Кто оклемается раньше?

При неопределенности поведенческой модели COVID-19 бравурно-оптимистических сценариев развития ситуации быть не может. Если брать за основу так называемый «усредненный» вариант, государства региона скорее выкарабкаются, чем рухнут. Но на то, чтобы вернуться к «докоронным» временам, каждому из них понадобится разное время.

Пожалуй, быстрее остальных это удастся Азербайджану, причем он способен сделать это самостоятельно, без больших долгов донорским организациям. Вслед за ним «придет в себя» Грузия, и только потом — Армения. Ведь стартовые условия и готовность к встрече с новым вирусом и его последствиям у государств Южного Кавказа были далеко не одинаковые. К тому же способность к кризисному управлению у них тоже разная.

Ирина Джорбенадзе