Posted 17 апреля 2020,, 17:20

Published 17 апреля 2020,, 17:20

Modified 30 марта, 14:26

Updated 30 марта, 14:26

«Испанцы на балконах по вечерам поют, аплодируют медикам и стучат по тазам»

17 апреля 2020, 17:20
Бизнесмен Петр Андрушевич рассказывает «Росбалту», как живет страна, едва ли не больше всех пострадавшая от коронавируса.

Российский бизнесмен Петр Андрушевич живет и работает в Испании, в провинции Аликанте. Его «родной» 100-тысячный город Торревьеха на Коста-Бланка называют самым «русским» из всех испанских.

— Итак, Петр, какова сейчас ситуация в Испании, так сильно пострадавшей от коронавируса?

— Да, к сожалению, Испания — на втором месте в мире по количеству заразившихся. На 17 апреля — 184 948 человек, 19 315 спасти не удалось.

Еще в феврале даже высокопоставленные чиновники из министерства здравоохранения и пресса смеялись над паникерами, которые испугались «какой-то китайской болезни». Но мы же совсем другие, у нас все отлично! Где там этот Китай?! Но в начале марта пришел страх, а 12-го Испания закрылась на полный карантин. Пока он объявлен до 26 апреля, но с высокой вероятностью продления до середины мая.

— А как именно в Испании выглядят карантинные меры? Они везде одинаковые или в каждой провинции что-то свое?

— Испания такое государство, в котором очень большую роль играют автономии. Их всего семнадцать, мы живем в автономии Валенсия. И здравоохранение, и образование отнесены как раз к их ведению, поэтому каждая из них на начальном этапе занималась «спасением утопающих» самостоятельно. И только в середине марта правительство взяло на себя централизованное управление.

— Как живут люди? Как вы ходите в магазин, в аптеку, можно ли встречаться с кем-то, как регламентируется быт людей?

— Испанцы в итоге проявили сознательность, но лишь после применения не «пряника», а «кнута». В первую неделю, когда всем велели оставаться дома, количество оштрафованных было сто тысяч, а заразившихся — 30 тысяч. Т.е. в три раза больше оштрафовали, чем заразилось. Понятно: народ южный, привыкли гулять по улицам, жизнь экстравертная. Испанцев трудно было посадить под замок, но удалось.

Сейчас разрешено ходить в супермаркет не чаще, чем раз в два дня и покупать товары первой необходимости. Человека, который приобрел только две банки пива, полиция на выходе оштрафовала на 600 евро. Разрешено ходить в аптеку, но тоже — без хитростей, т. е. закупать сразу же все лекарства, а не отправляться за ними каждый день.

Разрешено выгуливать собак без ограничений, но нельзя выходить из дома детям, даже с родителями, не рекомендуется покидать жилище пожилым людям. На работу ходят только те, кто работает в жизненно важных сферах. Конечно, это врачи, полицейские, фармацевты. Но есть еще много других профессий, освобожденных от изоляции: работники типографий, предприятий непрерывного цикла, энергетики, связисты и т. д. Так, 15-20% из моих знакомых и соседей ходят на работу.

— Надо полагать, все кому можно, этим с удовольствием пользуются?

— Тут по-всякому. У меня строительная компания, нас продержали на карантине всего две недели. Сейчас строителям, с соблюдением мер предосторожности (маски, дистанция два метра друг от друга), снова разрешено трудиться. Конечно, в основном все рады хоть «огородами» пробраться на работу. Но есть у меня один очень квалифицированный прораб, у которого дочь — инвалид детства со слабым иммунитетом. Он просто боится принести домой заразу. Если с ней что-то случится, он никогда себе этого не простит, а потому добровольно сидит дома. Это понятно — таковы его личные обстоятельства.

— Тема номер два после самого коронавируса — экономические последствия от пандемии. Во всех странах правительство по-разному помогает бизнесу пережить эти тяжелые дни. Как с этим в Испании?

— Испании, по-моему, сейчас досталось одно из самых «проблемных» правительств, которые были за всю сорокалетнюю историю демократии. Дело в том, что его избрали меньшинством голосов, и оно получилось таким лево-социалистическим. Оно не очень хорошо представляет себе, что надо делать для экономики. Вот дискутируют два министра. Один, более левый, говорит, что нужно ввести минимальные выплаты для каждого — 500 евро ежемесячно «ни за что», чтобы спасти самых нуждающихся. А второй министр, более правой ориентации, настаивает на выдаче кредитов предприятиям. В результате мы сейчас не получаем ни того, ни другого!

Бизнесу обещали 20 млрд евро госпомощи в виде кредитов, которые нужно будет потом отдавать, но уже прошло две недели с тех пор, как их анонсировали. Мы подали, как компания, заявки в пять или шесть банков, везде стоим в очереди. На словах обещают какую-то помощь, но фактически она не приходит. В этом плане Испании похвалиться особо нечем. Все только декларируется. Нам не простили никаких налогов, никаких выплат по социальному страхованию, только лишь разрешили за первый квартал НДС и другие налоги вместо 20 апреля заплатить 20 мая. Это, конечно, в разы отличается от того, что делает Германия, США. А ведь Испания не такая уж бедная страна, просто теперешнее правительство, к сожалению, думает о популистских мерах, а не об экономике. Словом, бизнесмены сегодня пребывают не в самом веселом настроении.

— Как общество это оценивает? Можно предположить, что и слева, и справа власти сильно критикуют?

— Накануне были опубликованы результаты опроса общественного мнения, составленного таким образом, чтобы респонденты неизбежно поддержали власть. И, тем не менее, 60 с лишним процентов испанцев оказались недовольны и оценили отрицательно работу правительства в этот кризис. Это очень необычно для Европы, потому как во всех странах наблюдается обратное: консолидация граждан вокруг власти, рост рейтингов действующих премьер-министров и президентов. Это происходит во Франции, в Германии, а в Испании ситуация обратная — рейтинг правительства понижается.

Возможно, дело еще и в том, что у испанцев есть огромные недоверие к правительству по достоверности данных о жертвах коронавируса — насколько они верно отражают реальность. В одной из областей Каталонии сравнили медицинские данные по умершим с цифрами, которые дает похоронное бюро. Всплыли 3 800 не зарегистрированных правительством жертв COVID-19. Они скончались на дому, а не в больнице, и поэтому не попали в официальную статистику.

Но есть и хорошие новости! Если в России «генерал Мороз» помог победить и Наполеона, и Гитлера, — то в Испании есть солнце и тепло. Хоть и нет стопроцентной уверенности, что коронавирус погибнет при жаре, но есть надежда, что он ослабнет и исчезнет летом. Сейчас уже температура поднимается, на побережье + 22 градуса, солнышко. Может быть «генерал Тепло» поможет все пережить, несмотря на не очень удачную, мягко говоря, политику властей, и уж точно — добавит хорошего настроения. Когда можно хотя бы на балкон выйти, немножко размяться, послушать музыку, которую ставят соседи, то уже не так грустно.

— И в вашем квартале люди тоже выходят на балконы, поют? Мы часто видим такие репортажи из Европы.

— Каждый день в восемь вечера на балконах вся Испания аплодирует медицинским работникам. А в девять можешь постучать в таз или в кастрюлю, если ты не доволен, как власти справляются с эпидемией. Народу это нравится: поэтому и в восемь часов хлопают, и в девять стучат в кастрюли. Почему ж не пошуметь?

— Скажите, а какова ситуация в русской общине? Она ведь достаточно велика в Торревьехе достаточно велика?

— Можно сказать, что многие члены нашей общины очень испугались. Тут есть один парикмахер, к которому все ходят, и он тяжело заболел коронавирусом буквально в первую неделю марта. Новость об этом тут же разнесли социальные сети, и она всех очень напугала. К счастью, он уже выздоровел.

Из наших соотечественников, которые здесь живут, двое-трое переболели, попав в больницу. Мне также звонила одна моя приятельница из Страны Басков, это север Испании — она русская, у нее муж испанец. Они переболели тяжело, с высокой температурой более десяти дней, беспамятством, — но выкарабкались. Я ничего не знаю о жертвах среди русскоязычного населения, и в соцсетях об этом ничего не было слышно. Надеюсь, что их нет вообще.

Есть туристы, которые здесь застряли. Их, конечно, агитировали, чтобы они уезжали, но поскольку визовый режим сейчас смягчен — наказывать тех, кто не по своей воле остался в Испании, не будут, — то есть несколько сотен россиян, которые остались переживать карантин здесь.

Беседовал Петр Годлевский

Полную версию этого диалога можно послушать на подкасте «Росбалта» «Включите звук».