Posted 26 мая 2020,, 13:29

Published 26 мая 2020,, 13:29

Modified 1 февраля, 01:41

Updated 1 февраля, 01:41

Самые «коронаопасные» в СНГ — кто они?

26 мая 2020, 13:29
Часть постсоветских стран до сих пор могут считаться «не излечившимися» от COVID-19, хотя вряд ли в Армении, Белоруссии и даже Таджикистане ситуация хуже, чем в РФ.

Всего две страны в Европе — Словения и Черногория — объявили себя свободными от коронавируса. Всем экс-советским республикам до этого еще далеко, но и они существенно отличаются между собой по «степени инфицированности». Итак, наш условный рейтинг, в котором представлены лишь «самые больные» — на сегодняшний день. Про Россию говорим лишь для сравнения.

АРМЕНИЯ

В Национальном собрании Армении сегодня было легко различить, кто из депутатов представляет партию власти, а кто — оппозицию. Первые были в масках, а вторые уверяли, что режим ЧП на народных избранников не распространяется.

Коронавирус стал не только медицинской проблемой, но и поводом для недовольных нынешней властью бичевать ее язвы и пороки. «Вирус только приоткрыл завесу, за которой — отсутствие идеологии, … раскол общества и разжигание ненависти, отказ от союзников и флирт с традиционным врагом», — поистине с кавказским темпераментом написал в Facebook экс-начальник полиции республики Владимир Гаспарян. Так сказать, эпидемия эпидемией, а «борьба с режимом» — по расписанию. Но бог с ней, с политикой — решить бы, что с COVID-19 делать. «С коронавирусом наши дела плохи, — признался премьер Никол Пашинян. — Ситуация намного серьезнее, чем мы можем представить или представляем».

Действительно, по каким-то причинам Армения переносит эпидемию куда как тяжелей, чем ее соседи по региону. Например, по соотношению заболевшие/ численность населения она опережает Грузию почти на порядок, а Азербайджан примерно в 6 раз. (Правда, злые языки, причем армянские, уверяют, что число заболевших завышается, чтобы получить побольше западных денег. Но тогда процент летальности должен, вроде бы, быть меньше, чем у соседей, а это не так.) Существенно отстает Армения и по доле уже излечившихся — лишь около 40%, тогда как в Азербайджане исцеленных — две трети, а в Грузии еще больше.

Накануне в Армении был поставлен печальный рекорд — 452 инфицированных за сутки (примерно 6% прирост) и сразу шесть умерших. Министр здравоохранения заявляет, что 80% реанимационных коек заняты, что почти 300 больных находятся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, но, несмотря на это, с 18 мая в стране режим ЧП ослаблен, причем существенно. В республике заработал общественный транспорт, открылись торговые центры, кафе и рестораны. Наверное, все же немного поторопились.

Премьер Пашинян накануне в очередной раз призвал граждан к ответственности, «чтобы не было нужды вновь подвергать экономику потрясениям и идти на повторное повсеместное закрытие всего». Однако вряд ли власти предпримут какие-то экстраординарные меры, вновь загоняя всех по домам. Ведь нельзя сказать, что в Армении ситуация критическая, однако она неприятная — основные показатели по заболеваемости COVID-19 сравнимы со среднероссийскими. Так что в разряд еще «невылечившихся» ее запишем.

ТАДЖИКИСТАН

Республике, власти которой до 30 апреля «отрицали» наличие инфицированных, предрекали чуть ли не катастрофу. Однако ее пока не наблюдается, и есть основания предположить, что в итоге и не случится — хотя, конечно, Восток дело не только тонкое, но и темное.

Кстати, в оправдание руководства страны во главе с президентом Эмомали Рахмоном можно сказать, что COVID-19 не то что отрицался, а просто «не подтверждался» — вплоть до приезда специалистов ВОЗ, которых оно в страну пригласило. И при этом власти определенные карантинные меры принимали заранее, включая запрет на коллективные намазы даже в священный для мусульман месяц Рамадан, проведение дезинфекции на рынках и т. п.

В общем, взрыва не произошло. И уже декаду суточный прирост заболеваемости стабилен, составляя 5-7% к предыдущему показателю; доля заболевших в общей численности населения пока гораздо (в разы) меньше, чем в той же Армении; летальность — около 1,5%. Процент уже излеченных тоже неплох. Более того, в ряде регионов говорят, что постепенно начинают освобождаться больничные койки — выздоровевших больше, чем заболевших. Не отказывается Рахмон и от зарубежной помощи (не то, что его туркменский коллега Бердымухамедов). Например, на днях в Душанбе прибыли 14 китайских врачей, которые, надо полагать, проследят и за тем, чтобы ничего не пряталось и не утаивалось.

Конечно, нельзя исключать, что в республике, где-то «высоко в горах», происходит что-то такое, о чем и сами власти не догадываются или боятся подумать. Да и «история болезни» Таджикистана еще слишком короткая, а потому говорить со стопроцентной уверенностью, что эта страна отделалась легким испугом, пока рано.

БЕЛОРУССИЯ

Расслабляться и впрямь нельзя. В республике с населением менее 10 млн человек зарегистрировано более 38 тысяч инфицированных — это почти в полтора раза больше (относительно), чем в РФ. Очень похоже на правду, учитывая отсутствие жестких карантинных мер. По доле выздоровевших — чуть лучше, чем в России, по уровню летальности — гораздо лучше.

Кстати, вспомним не слишком удачную фразу, сказанную когда-то Лукашенко, про то, что «от коронавируса никто не умирает». На ней оттоптались как следует, но при этом смертности от «короны» в Белоруссии не отрицают, пусть Минздрав применяет формулировку об умерших пациентах «с рядом хронических заболеваний с выявленной коронавирусной инфекцией».

Но главный вопрос, конечно, в том — пошла ли уже Белоруссия «на поправку», можно ли говорить, что она справилась с COVID-19? Цифры свидетельствуют, что наступил период определенной стабилизации и лишь некоторого улучшения. С конца апреля число вновь заболевших каждые сутки держится в пределах 900 человек — плюс-минус, а процентный прирост, естественно, падает. То есть если месяц назад этот показатель был где-то на уровне 7%, то теперь — примерно 3%. Да, это спад, но достаточно медленный, и до середины лета вряд ли Беларусь сможет объявить себя свободной от «короны».

КАЗАХСТАН

Эту центральноазиатскую страну, к сожалению, тоже пока нельзя исключить из разряда «потенциально опасных», хотя, казалось, она уже к этому готова и начала осуществлять меры по смягчению карантина, даже возобновив в начале мая авиасообщение. И тут, увы, случился рекордный прирост заболевших за сутки — почти 5%. Так что и здесь надо держать ухо востро.

Да что там Казахстан, и в благополучнейшем Узбекистане, подметив даже не вспышку — «вспышечку» суточного прироста заболеваемости, заговорили о возможности возвращения карантина. Вот уж не надо! Российский премьер уже «не рекомендовал» согражданам летом ездить за границу, но, может, хоть узбекские Хорезм, Бухара и Ташкент ею считаться не будут? Если, конечно, там все больные поправятся.

Александр Кривенков