Posted 9 июня 2020,, 08:32

Published 9 июня 2020,, 08:32

Modified 30 марта, 14:03

Updated 30 марта, 14:03

Сможет ли Лукашенко «не отдать страну»?

9 июня 2020, 08:32
Один из неофициальных опросов назвал президента Белоруссии аутсайдером предвыборной гонки, хотя для остальных и получение статуса кандидата сомнительно.

Решили устроить показательный пикет «за Лукашенко». Молодежь из БРСМ (Белорусский республиканский союз молодежи, аналог комсомола) подвезли на автобусах, но только плохо проинструктировали. Приехали на «демонстративно-показательный» пикет и журналисты — как госСМИ, так и независимые. Несколько студентов Института культуры в разноцветных майках «Минск БРСМ» ходили вслед за съемочной группой «Радио Свобода» с одним вопросом: «Сколько вам заплатили?» Корреспондент «Свободы» давал им слово, но активистов БРСМ интересовал только бюджет радиостанции и гонорар корреспондента. Тем временем рядом глава Федерации профсоюзов Михаил Орда, возглавляющий инициативную группу Александра Лукашенко, отвечал на вопросы журналистов. «Мы уже не 200 тысяч, а миллион подписей собрали. Мы идем по желанию людей», — объяснял он. К Орде перед телекамерами подскочили те же активисты БРСМ. «Сколько вам заплатили?!» — набросились они на главу «бацькиного» штаба.

По публичным выступлениям главы Белоруссии заметно, что его сильно разозлили массовые протесты в Минске и регионах, особенно в форме длинных очередей на пикеты по сбору подписей за альтернативных кандидатов. Назначая министров, президент потратил немало времени и эмоций, чтобы рассказать им, что никакого нового протестного движения нет, а людей привозят специально для картинки и снова ставят в конец очереди, когда они поставили подпись.

Пару раз у Лукашенко даже прорвались переживания о лояльности номенклатуры. В гневной речи о своем главном сопернике на выборах, бывшем главе белорусского «Газпромбанка» Викторе Бабарико, у президента проскочили слова «Тут некоторые уже написали: «Придет к власти, буду у него работать». Затем Лукашенко и вовсе заявил министрам: «Мы нашу страну никому не отдадим. … Я хочу, чтобы все меня услышали. И чтобы вы, те, кто еще там как-то шевелится, шатается и не понимает, запомнили: в нашей стране моя жизнь… и многих из вас».

«Вся предвыборная кампания для Лукашенко превратилась в попытки убедить белорусское общество и номенклатуру в существовании опасных угроз, от которых он спасает страну. Даже назначая правительство, он решил напомнить «некоторым, кто забыл», как президент Узбекистана с сотнями трупов подавлял бунт в Андижане, а глава Таджикистана «с пулеметом наперевес» брал штурмом Душанбе, — отметила в комментарии «Росбалту» белорусский политический обозреватель Светлана Гречулина. — Верит сам Лукашенко в такие сценарии или нет, но в сложившейся ситуации не обойтись без кабинета военного времени. Однако глубокий спад экономики, рост влияния силовиков в системе, предвыборные репрессии и сомнения в лояльности чиновников — не лучший фон для переизбрания».

По заказу немецкого Фонда им. Кербера агентство Kantar TNS в конце мая провело опрос жителей Белоруссии. Его результаты в самой стране не были опубликованы, но моментально разлетелись по независимым сайтам и телеграм-каналам. Конечно, его нельзя считать официальным, но, согласно результатам, голоса распределились бы следующим образом: