Posted 11 июня 2020,, 08:47

Published 11 июня 2020,, 08:47

Modified 30 марта, 14:02

Updated 30 марта, 14:02

Абхазия выбирает: остаться без туристов или впустить «корону»

11 июня 2020, 08:47
В «Стране души» начался пляжный сезон, а границу она откроет синхронно с РФ. Но как уберечь себя и приезжих от COVID-19 и преступности, Сухум пока не решил.

Жаркое лето выдалось в Абхазии — и в прямом, и в переносном смысле. Частично признанная республика традиционно существовала за счет российского туризма и денег из РФ. Но ни того, ни другого давно уже нет: пандемия COVID-19 и «скупердяйство» Москвы совершенно разорили «Страну души», хотя новый президент Аслан Бжания и выразил уверенность, что РФ пополнит бюджет республики на недостающую сумму. Туристический сезон в ней начинался в мае и длился до конца октября, но когда он откроется в этом году — неизвестно, это зависит от России. Поскольку, как сказал Бжания, границу республика откроет «синхронно» с РФ. Что же до туристов, с них потребуют COVID-паспорта.

Между тем купальный сезон в Абхазии, не слишком пострадавшей от коронавируса (официально здесь зарегистрировано 37 случаев заболеваемости) уже открыт, но пляжи пустуют: местные боятся лезть в воду, уверенности в том, что она отвечает санитарным требованиям, нет. Кроме того, пляжи для купального сезона не подготовлены. И хотя многие полагают, что после 15 июня россияне станут потихоньку «просачиваться» в Апсны, более трезвые головы сильно в этом сомневаются по сумме причин. Во-первых, до сих пор неизвестно, отменят ли к этому времени власти запрет на туристическую и экскурсионную деятельность, как это предполагалось ранее.

Во-вторых, рекомендации санитарно-эпидемиологической службы местного Минздрава по пересечению границы отсутствуют. То есть никто не знает, достаточно ли будет COVID-паспорта, выданного в РФ, и не потребует ли последняя от своих граждан прохождения карантина по возвращении домой.

В-третьих, есть серьезные опасения, сумеют ли гостиницы и прочие объекты туристического назначения выполнить все рекомендации Роспотребнадзора для обеспечения безопасности. Как сказала Sputnik заместитель руководителя Гильдии отельеров Абхазии Анна Малкина, для выполнения требований, предъявленных российской стороной, необходимо иметь гораздо больше персонала, чем обычно: «Есть и невыполнимые моменты, никто не против делать дезинфекцию, но у многих в отелях ковролин. Существует обработка паром, но ни у каждого отеля есть специальные парогенераторы».

Еще один аспект: «Если к тебе попал человек и заболел коронавирусом, ты обязан его оставить у себя, … и твое средство размещения автоматически становится обсерватором. Как в этом случае работать? Есть много моментов, которые расписаны в теории, но как на практике все это осуществить и какой из этого отдых, сложно предугадать». Добавим к этому предписание Роспотребнадзора проводить обязательную термометрию гостей при заезде в гостиницу и повторять ее не реже раза в день с использованием бесконтактных средств; размещать гостей в одноместном или семейном номере; обслуживающему персоналу работать только при наличии индивидуальных средств защиты и т. д.

Ясно, что все эти траты неподъемны для туристического бизнеса Абхазии, который и до «короны» не отличался высоким уровнем сервиса. В страну-то едут преимущественно несостоятельные и непритязательные россияне. Многих ли из них смутит, что в Абхазии нигде, вплоть до магазинов и общепита, не соблюдается дистанция между людьми; при встрече они продолжают обниматься и целоваться, а ношение масок и применение дезсредств в быту считается «неприличным»?

В общем, Абхазия живет довольно беспечно, однако с пониманием того, что туристический сезон, который кормит большую часть населения и «кидает» какие-то крохи в бюджет, в этом году либо вовсе не состоится, либо приезжих будет очень мало. Но для некоторых такая перспектива — во всяком случае, в этом году — все же предпочтительнее наплыва российских туристов, поскольку эпидемиологическая ситуация в РФ внушает им ужас. И закрытием границ, которое, собственно, и уберегло Абхазию от высокого уровня заболеваемости коронавирусом при почти нулевых возможностях здравоохранения, они довольны: «Лучше остаться без денег, чем околеть».

В продолжение материальной стороны вопроса. Привычка к российской помощи в этом году несколько поколебалась. По большому счету, она, в основном, «кормила» власть имущих, но какие-то крохи в том или ином виде и простым смертным перепадали. На днях Аслан Бжания на встрече с депутатами парламента заявил, что обещанное Россией финансирование Абхазии в 2020—2022 годах «будет в какой-то степени пересматриваться». Но все же есть надежда, что оно останется на обещанном уровне — то есть 4,5 млрд рублей. Из них 1,5 млрд предусмотрено на дорожные работы, захоронение отходов, модернизацию энергетического сектора и системы водоснабжения. В общем, ждем-с. Равно как и помощи РФ для компенсации потерь бюджета, вызванных мерами по борьбе с нераспространением «короны».

А пока Бжания признал, что доходы Абхазии в апреле и мае сократились вдвое. Так что одна надежда на туристов. Но, помимо вирусной безопасности, им необходимо обеспечить и безопасность физическую. Как подтвердил абхазский лидер на совещании с предпринимателями и силовиками, преступность в республике, в том числе похищение людей с требованием выкупа, «приняла угрожающие масштабы». Не называя конкретного периода, он сообщил, что криминальные элементы требовали от похищенных в Абхазии людей выкупы на общую сумму более миллиарда рублей, из которых свыше 200 млн были им выплачены.

Каждая новая власть Апсны обещает, что покончит с криминальным разгулом в этом «раю на земле», но он продолжает оставаться адовым. Перспектива приятного отдыха в Абхазии, помноженная на реальную возможность вспышки «короны» из-за открытия турсезона, маловероятна. Так что республика нищает день ото дня и, надо думать, горсточка людей как-то сведет концы с концами, когда осенью начнется экспорт цитрусовых и других сезонных «даров природы». Но это капля в пустующем ныне море Апсны.