Энтузиасты изоляционизма в России уже готовы строить «православную экономику».

Доклад «Усиление Америки и стратегия национальной безопасности в борьбе с глобальными угрозами», обнародованный Республиканским исследовательским комитетом (Republican Study, крупнейшее объединение во фракции республиканцев в Палате представителей Конгресса США), в котором главными дестабилизаторами международного порядка называются Китай, Россия и Иран, вызвал бурную реакцию в Москве.
«В угоду своим актуальным внутриполитическим нуждам отношения России и Америки предлагается загнать на такой уровень, из которого выбираться придется даже не годами, а десятилетиями», — заявил сенатор Константин Косачев. «Подобные санкции — это тотальная экономическая война против России», — вторит его коллега Алексей Пушков.
Отметим, что Россию в этом докладе предлагается причислить к странам-спонсорам терроризма и ввести против нее самые жесткие санкции из всех, что были раньше. В частности, речь идет о создании условий для отключения РФ от международной межбанковской системы SWIFT.
О том, какие из угроз могут действительно воплотиться в жизнь, обозревателю «Росбалта» рассказал первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин.
— Насколько велика вероятность отключения России от SWIFT, учитывая, что пока в Конгрессе обсуждается даже не законопроект, а всего лишь доклад? Если же озвученная угроза будет реализована, насколько сильно это ударит по нашей стране?
— Отключение SWIFT, конечно, очень сильно ударит по экономике России. Хотя у нас сейчас есть энтузиасты изоляционизма, которые готовы строить нашу «православную экономику», независимую от мирового империализма. Такой свой национальный капитализм. Но ни к чему хорошему это, безусловно, не приведет, и российское правительство, конечно, не хотело бы такого развития событий.
Однако, я думаю, что никакой SWIFT нам не отключат, потому что таким решением Россию вытолкнули бы в полную изоляцию, где она сочла бы возможным действовать уже без всякой оглядки на Запад. Вообще, отключение страны от межбанковской системы платежей рассматривается на Западе как последний аргумент. Всерьез к этому готовились в 2014 году, в случае если бы начался поход на Мариуполь, попытки реализации проекта «Новороссия» и так далее. Но сейчас это уже не актуально.
— Почему тогда республиканцы выступили с этим докладом?
— В США приближаются президентские выборы, где российский фактор будет иметь место. Он не будет главным, но останется в повестке дня. Республиканцев будут обвинять в том, что на президентских выборах 2016 года они победили с помощью России. Этого там не забыли, и такие аргументы будут использоваться. И здесь республиканцам надо показать, что они не пророссийская партия, а американские патриоты. Так что инициатива пиаровская.
— Получается, что демократы теперь поставлены в неудобное положение, ведь это они борются в «рукой Москвы», а теперь им республиканцы перехватили инициативу?
— Демократам сейчас, с моей точки зрения, невыгодно пристраиваться в хвост к республиканцам. Вообще, в России есть устойчивое представление о том, что демократы традиционно эксплуатируют тему прав человека, а потому с ними трудно договориться, а республиканцы прагматики, и с ними найти общий язык проще. Однако многие республиканцы не меньше демократов занимаются вопросами прав человека. Вспомним, например, политику президента Рональда Рейгана.
А вот Дональду Трампу права человека совершенно не интересны, и сейчас его партия выстроилась под него. Но при этом Республиканская партия не может отказываться от каких-то своих азов, в частности, она не может слишком сближаться с Россией. Поэтому республиканская администрация для Москвы не может быть удобной и республиканцы стремятся этой пиаровской акцией это подчеркнуть.
Когда в Белом доме сидел президент-демократ, политика вашингтонской администрации в отношении Российской Федерации была в чем-то более осторожной. В частности, Барак Обама не допустил продажу летального оружия Украине в 2014—2016 годах. Республиканцы же в этих делах более прямолинейны. Например, вопрос о поставках оружия Украине, по их мнению, решается только между Вашингтоном и Киевом, без оглядки на Москву и опасений вызвать ее раздражение. Такой вот Realpolitik.
Беседовал Александр Желенин