Posted 30 июня 2020,, 16:00

Published 30 июня 2020,, 16:00

Modified 1 февраля, 01:57

Updated 1 февраля, 01:57

Bellingcat посчитал сомнительными показания трех свидетелей по делу МН17

30 июня 2020, 16:00
Сюжет
Дело MH17
Журналисты издания Bellingcat считают сомнительными показания трех свидетелей по делу МН17, назвав их «недобросовестными источниками».
Ранее, 22 и 23 июня, состоялись судебные заседания по делу в отношении четверых обвиняемых в причастности к крушению MH17. В ходе этих заседаний защита представила ходатайства о дополнительном расследовании. Адвокаты представляют только одного из обвиняемых — россиянина Олега Пулатова — поскольку остальные (Игорь Гиркин (Стрелков), Сергей Дубинский и Леонид Харченко) решили не участвовать в процессе.
В Bellingcat указывают, что защита ходатайствовала о проведении дополнительного расследования в тех аспектах, где, по их мнению, отсутствуют важные доказательства невиновности подзащитных. Этим, утверждают журналисты, будут перегружены ресурсы следствия и, следовательно, затянется вынесение вердикта по делу. Еще больше ресурсов следствия должно занять требование защиты, чтобы Совместная следственная группа (ССГ) нашла и допросила более десятка свидетелей, которые утверждают, будто бы видели или слышали, как один или несколько украинских военных самолетов атаковали MH17, отмечают журналисты Bellingcat.
Несмотря на то, что объективные данные указывают на невозможность сценария «воздух-воздух», ССГ все равно провела допросы нескольких предполагаемых свидетелей, связавшихся со следствием, и пришла к выводу, что ни один из них не смог предоставить правдоподобное свидетельство очевидца, которое могло бы поставить под сомнение данные объективного контроля, указывают в Bellingcat.
Так, первая «свидетельница» была представлена как «учительница иностранных языков» Валентина. По словам женщины, она лично видела, как украинские военные самолеты кружили в воздухе над Снежным, а затем якобы услышала громкий взрыв. Затем, добавила она, увидела, как с неба посыпались обломки MH17. Как выяснили в Bellingcat, речь идет о жительнице города Торез в Донбассе Валентине Чайке. Так, еще до начала военного конфликта на Востоке Украины женщина действительно преподавала иностранные языки, но позднее стала журналисткой, и, по собственным словам, взяла на себя миссию улучшения имиджа самопровозглашенной Донецкой народной республики в мире.
Расследователи также указали, что ее слова противоречат более ранним заявлениям о том, что она видела 17 июля 2014 года. Например, в интервью 2017 года российскому онлайн-телеканалу она описывала события 17 июля 2014 года, правда, тогда не утверждала, что видела военные самолеты.
Другой свидетель, отмечают журналисты, появлялся в различных СМИ под именами «Лев Булатов» и «Глеб Филатов» и рассказывал историю о том, как с помощью половинки советского бинокля с семикратным увеличением видел момент самой атаки, в том числе пуск ракеты и последующее бегство украинской «Сушки». Более того, он утверждал, что даже разобрал номер военного самолета на хвосте. Некоторые его заявления также противоречивы. В одном из интервью он заявлял, что видел не один, а целых три Су-25, летевших рядом с MH17, тогда как в интервью, которое привела защита, он говорит, что видел только один Су-25.
Третий свидетель — его имя не раскрывается — вовсе отказался от собственных слов из интервью, показанного защитой. В личной переписке он сообщил Bellingcat под запись: «17 июля 2014 года я не видел никакого военного самолета, и вообще никакого самолета». При этом ранее в интервью британскому блогеру Грэму Филипсу он сказал, что видел боевые самолеты.
Напомним, самолет, летевший рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На борту находились 298 человек, не выжил никто. Согласно выводам международной следственной группы JIT, ракетой, выпущенной из «Бука», дислоцировавшегося в районе Курска, лайнер сбили ополченцы ДНР. Российская сторона отвергает причастность к катастрофе.
На днях стало известно, что изучение всех материалов дела о крушении малайзийского Boeing может занять больше времени, чем планировалось изначально. Прокуратура Нидерландов предложила назначить рассмотрение дела на февраль—март 2021 года, а не на осень текущего года.