Posted 13 июля 2020,, 17:51

Published 13 июля 2020,, 17:51

Modified 1 февраля, 02:02

Updated 1 февраля, 02:02

«Если ничего не делать, то точно рванет»

13 июля 2020, 17:51
Вероятность новой битвы Армении и Азербайджана очень высока, полагает военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

Резкое обострение армяно-азербайджанского конфликта вновь напомнило миру о зыбкости сложившегося здесь статус-кво. Судя по сообщениям сторон, в воскресенье 12 июля Азербайджан и Армения обменялись артиллерийскими ударами. В Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда помимо России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана входит и Армения, заявили о ее экстренном созыве ее заседания.

13 июля обмены ударами на границе Азербайджана и Армении продолжились. Погибшие и раненые есть с обеих сторон. Оба этих государства за последние годы накопили значительные арсеналы вооружений, причем и Баку, и Ереван, похоже, не расстаются с мыслью решить исход длительного противостояния в свою пользу силовым путем.

О том насколько реальна большая война между этими странами, обозревателю «Росбалта» рассказал военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

— Это уже далеко не первое обострение вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном. Что вы думаете насчет перспективы его перерастания в гораздо более серьезные, чем ранее, боевые действия?

— Дело там идет к войне и она, наверное, неизбежна.

— Почему вы так считаете?

— Потому что вопрос никак не решается и нет никаких (даже теоретических) перспектив как-то это сделать. Сейчас имеются два варианта — либо воевать, либо продолжить состояние в духе «ни мира, ни войны», то есть замороженный конфликт. Но замороженные конфликты, тем более, такой, как этот, где людей продолжают убивать, где перестрелки происходят достаточно регулярно, обычно приводят к войне. Это не турецко-греческое противостояние на Кипре, где с 1973 года уже никто не стреляет. Это даже хуже, чем конфликт на израильско-ливанской границе, потому что там понимают, что в случае чего, хорошо не будет ни той, ни другой стороне.

Здесь же, на армяно-азербайджанской границе, как мы видим, противоборствующие стороны не очень себя сдерживают. И это уже касается даже не только карабахской проблемы — в данном случае мы видим конфликт уже непосредственно на азербайджано-армянской границе. По большому счету, воевать никому здесь не хочется, но поддерживать напряжение, вооружаться — другое дело. Этим занимаются обе стороны.

— А что международное сообщество?

— Внешнему миру, руководителям НАТО, Европы, Америки, Китая, похоже, сейчас не до Армении с Азербайджаном. Получается, что две эти страны варятся в собственном соку, (международных) наблюдателей там нет, демилитаризованных зон — нет, никакого ограничения вооружений тоже нет. То есть это очень неустойчивое перемирие. Бывают перемирия, которые держатся десятилетиями, как на том же Кипре или в Корее, но это другой случай. Обе стороны готовятся к войне, поэтому рано или поздно она непременно случится.

Именно с таких столкновений, как 12 и 13 июля, и может начаться неконтролируемая эскалация. Угроза войны здесь присутствует перманентно и новая ее серьезная вспышка почти неизбежна. Если ничего не делать, то точно рванет. А когда к этому подключатся Москва, Вашингтон, Анкара, Тегеран, может оказаться слишком поздно…

— Вы уже упомянули некоторые столицы. А насколько, помимо великих держав, в этот конфликт в той или иной мере включены региональные игроки?

— Здесь присутствует и Турция, у которой сейчас, впрочем, проблем выше головы. Кроме того, это Иран и Израиль. Последний активно связан с Азербайджаном. У Израиля вообще серьезное военное присутствие в этой стране. Там его контрактники, специалисты, которые готовят азербайджанские вооруженные силы.

— А в чем интерес Израиля к Азербайджану?

— Эта страна находится к северу от Ирана и поэтому израильтянам важно иметь свое присутствие в Азербайджане. В то же время главный союзник Армении в регионе это — Иран, что создает напряжение между Ереваном и Западом, хотя нынешние армянские лидеры и смотрят скорее на Запад. Тем не менее, Иран сегодня основной экономический партнер Армении. У них общая граница, через которую идет очень бойкая торговля. В Иране в то же время очень большая и влиятельная армянская диаспора. Армения может торговать и с Россией, но это через Грузию и довольно неудобно. Для Тегерана, который находится сейчас под американскими санкциями, торговля с Арменией также важна.

Что касается Турции, НАТО и США, то, как я сказал, им сейчас не до Армении с Азербайджаном.

— Есть мнение, что Москва здорово вооружила Азербайджан, у которого денег больше, чем у Армении, чтобы покупать продукцию российского ВПК…

— В Азербайджане главный фактор — израильский. Израиль действительно неплохо вооружил Баку, причем более современным оружием, чем-то, которое может предоставить Россия. Можно сказать, что азербайджанские вооруженные силы превосходят по качеству даже российские. Например, по современным беспилотникам. Причем нам Израиль свои дроны не продал, потому что Пентагон не разрешил, а Азербайджану продал.

Во время четырехдневной войны 2016 года сказалось качественное превосходство азербайджанских вооруженных сил над армянскими. Азербайджанцы, помимо израильских беспилотников, тогда применили по армянским позициям и российские тяжелые огнеметные системы «Буратино». Для армян это был шок, они понесли тогда достаточно серьезные потери.

Что касается Армении, то она имеет армию советского образца. Тяжелого оружия — танков, артиллерии, систем залпового огня, баллистических ракет — у них много, и они их поддерживают. РФ также поставила им «Искандеры» и те же огнеметы. В принципе, вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха — это неплохо подготовленные армии советского типа на уровне 80-х годов XX века.

И в Азербайджане, и в Армении стоят советские системы ПВО. Но, повторю, более качественное и современное вооружение, поставленное Израилем, есть только у Баку. Не забудем также, что израильтяне модернизировали азербайджанские танки Т-72, которые сейчас там на уровне российских Т-90. Помимо этого Азербайджан закупает современное вооружение и у Турции, у которой также свой довольно развитый ВПК.

У Армении же денег мало, да и купить что-то она может только у России, и только то, что она захочет им продать или подарить. У Ирана армяне оружие не покупают потому что понимают, что могут попасть в американские черные списки.

Так что ситуация в плане примирения между Арменией и Азербайджаном выглядит действительно бесперспективной и велика вероятность того, что конфликт, подобный нынешнему, может вылиться в более крупную войну. В то же время я не думаю, что это будет война до победного конца. Ни президент Азербайджана Ильхам Алиев, ни премьер Армении Никол Пашинян не хотят всерьез рисковать. Но эскалация до довольно серьезного уровня вполне возможна.

Беседовал Александр Желенин