Posted 15 июля 2020,, 08:07

Published 15 июля 2020,, 08:07

Modified 1 февраля, 02:02

Updated 1 февраля, 02:02

Теперь Лукашенко можно вообще никого не бояться

15 июля 2020, 08:07
Центризбирком отобрал для президента Белоруссии самых «беззубых» и слабых соперников — именно они составят бессменному главе страны «конкуренцию».

Вероятнее всего, теперь центром объединения протестного электората станет Светлана Тихановская, которую власти сочли слабым соперником, «нехаризматичной домохозяйкой». Поэтому для нее особенно важно стать своеобразным символом — в расчете на то, что люди, самоорганизуясь, сделают все за нее. Правда, у Тихановской нет ни денег на агитацию, ни команды, ни политтехнологов, ни даже элементарных навыков политика. Есть только надежда на то, что именно за нее будут голосовать в пику Лукашенко.

Впрочем, и такую проблему белорусский ЦИК легко решает, работая по принципу «черного ящика»: просто выдавая обществу цифры очередной «красивой победы» вечного президента, как это было на всех предыдущих выборах. Нет ни малейших предпосылок к тому, что сейчас будет как-то иначе.

«Многие белорусы восприняли произошедшее так, что именно сегодня, 14 июля, ЦИК окончательно забрал у людей право голоса, право выбирать. Картина сформировалась окончательно: реальные конкуренты Лукашенко сидят в тюрьме или недопущены к выборам, а оставшиеся больше подходят для цирка шапито. И все уже знают, кому нарисуют 70 и более процентов голосов, — сказал „Росбалту“ белорусский политолог Антон Платов. — Неважно даже, за кого хотел проголосовать рядовой избиратель. Скорее всего, конечно, за Виктора Бабарико. Но у него забрали это право. Теперь этот избиратель глубоко оскорблен и возмущен. Скорее всего, конечно, он побухтит и успокоится. Маловероятно, что после 9 августа последуют какие-то протесты такого масштаба, которые не смогут подавить белорусские силовики. Но выборы уже сейчас потеряли свою внутреннюю легитимность».

Вечером того же дня в Минске и областных центрах Белоруссии люди начали в знак протеста выходить на улицы, выстраиваться в цепочки вдоль центральных улиц. Протест, как и две недели назад, был совершенно децентрализованный. Из-за этого белорусская милиция задерживала людей по принципу «кого попало или кто в одежде с национальной символикой». Например, журналистов «Еврорадио» схватили прямо во время прямого эфира — кадры их задержания обошли все популярные телеграм-каналы. Также прямо во время эфиров задерживали журналистов «Би-Би-Си», «Белсат», «Радио Свобода».

В Минске и Гомеле людям в некоторых случаях удавалось отбить задержанных. В результате, чтобы сдержать распространение протестов, в столице милиция просто перекрыла центральный проспект и ряд прилегающих к нему крупных улиц, а также ряд станций метро. Помогло, но не сильно. Центром физического сопротивления ОМОНу стала Немига — то самое место, на котором почти тысячу лет назад произошла историческая Битва на Немиге, после которой в летописях впервые был упомянут Минск (Менск). Впрочем, к ночи все успокоилось, протесты «рассосались», ночевать в СИЗО отправилось более 100 человек, а по всей Белоруссии — около 200.

«С массовым возмущением легче справиться сейчас, размазав его на несколько дней — день отбраковки последних подписей, день нерегистрации, день отказа в суде, — пишет в своем блоге известный белорусский политолог Артем Шрайбман. — Тяжелее было бы справляться с ним в один день — 9 августа, когда люди увидели бы 3%, но у своих кандидатов. А теперь расчет на то, что часть перебесится до того, часть уйдет обратно в ракушку депрессии и внутренней эмиграции, а на остальную часть нужно меньше мужчин со щитами и палками».

Действительно, теперь, когда Лукашенко получил чисто «технических» конкурентов, протесты вполне могут пойти на спад, а политически активной частью белорусского общества овладеть апатия. «Даже я начал на что-то надеяться, глядя на события последних двух месяцев, но теперь понимаю, что напрасно», — это реальный и очень типичный сегодняшний комментарий из белорусских соцсетей.