Posted 31 июля 2020,, 16:52

Published 31 июля 2020,, 16:52

Modified 1 февраля, 02:09

Updated 1 февраля, 02:09

На какие вопросы Маргариты Симоньян не ответил премьер Никол Пашинян

31 июля 2020, 16:52
Заочная полемика показала, что трещина в армяно-российских отношениях грозит превратиться в огромную пропасть.

Июль 2020 года в истории российско-армянских отношений отмечен неординарным событием: заочным диалогом главного редактора телеканала RT Маргариты Симоньян и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Значение этой «дуэли» даже не в том, что словесный вызов журналиста впервые принял глава правительства целой страны, а в том, что она стала своего рода моментом истины в отношениях наших государств, обозначив вопросы, о которых до этого дипломатично предпочитали умалчивать.

Момент истины

Все началось с внезапного военного обострения на границе Армении и Азербайджана. Тут же Анкара заявила о готовности направить войска на помощь Баку. В этих условиях в Армении, которая, с одной стороны, уже почти 30 лет спорит с Азербайджаном за Карабах, а с другой — граничит с Турцией, тут же раздались призывы: Россия, помоги!

Вот как раз эти громкие просьбы о помощи и стали поводом для эмоциональной реплики армянки по национальности Маргариты Симонян в Telegram-канале. От себя лично и еще от двух с половиной миллионов армян, проживающих в России, она обратилась к совести земляков и тех политиков, которые сегодня руководят Арменией.

Высказанные ею упреки очень резки и убедительны. В ответ на все добрые дела и поступки России в отношении Армении наше государство не получило ничего, с горечью констатировала Маргарита Симоньян. Армения, написала она, не признала Крым российским. Страну наводнили антироссийские НКО. Армянские медиа и соцсети ежечасно поливают помоями Россию.

«Вы разделили несчастный, и без того исчезающий армянский народ на врагов — русских армян — и «настоящих» — тех, кто поддерживает вашу сиюминутную власть», — эти слова обращены напрямую к руководству Армении, которое пришло к власти в результате «бархатной» революции 2018 года, и теперь расправляется с политиками, которые были верны дружбе с Россией. Главред RT назвала их «горсткой вопящих политиканов, предавших интересы великого армянского народа ради минуты власти и мелкой личной мести».

Нет, по сути обвинений в антироссийском курсе Пашинян ничего говорить не стал, как и давать каких-либо обещаний сохранить верность союзнику по Организации Договора о коллективной безопасности. И ни одного извинения за антироссийские шаги и риторику. Зато он успел бросить камень в своих предшественников, обвинив их в том, что «антироссийские» некоммерческие организации появились в Армении еще при них. Что такое финансируемые из-за рубежа НКО — хорошо известно. В России и других уважающих себя странах им давно присвоен официальный статус «иностранных агентов», их контролируют.

В Армении же все по-другому. Русофобским организациям, в том числе тем, которые финансирует скандально известный мастер «бархатных» революций миллиардер Сорос, в республике — «зеленый свет». Их активисты легко делают карьеру в государственных учреждениях, выбиваясь на верхние этажи власти. Более того, как писали армянские СМИ, в стране преследуют как раз тех людей, кто позволил себе критиковать антироссийский курс некоторых НКО и финансирующие их фонды.

В январе, например, полиция неожиданно заподозрила «в незаконном хранении и ношении оружия» учредителя организации «Вето», антисоровского активиста Нарека Маляна и учредителя оппозиционной политической партии «Адекват» Константина Тер-Накаляна. Подозрения не подтвердились, но независимым активистам дали понять, кто в армянском доме хозяин.

Ничего Пашинян не смог сказать в интервью и о явных антироссийских перекосах в программе вещания армянского телевидения. На общедоступных телеканалах закрыты последние передачи на русском языке. Зато для Навального, который призывал всех в голосовании по поправкам в Конституцию РФ не участвовать, место в программе нашлось.

Или такой пример. Государственные СМИ не преминули широко подать информацию о том, что Фонд Сороса выделил Армении $600 тысяч на борьбу с COVID-19. Со стороны фонда шаг, конечно, достойный. Вот только странно, что антивирусную помощь от фонда получили только Армения и Украина, где, видно, тоже очень любят «мецената». А вот о том, что в Армении с самого начала пандемии помогают бороться с коронавирусом российские военные медки и специалисты биологической защиты, государственные армянские СМИ рассказывают куда меньше. Ну, да бог с ними. В конце концов, наши люди жертвуют своим здоровьем не ради славы.

Нечего, видимо, было Николу Пашиняну возразить и на обвинения в ущемлении интересов российского бизнеса в Армении. Того самого бизнеса, который создает в бедной ресурсами стране рабочие места и обеспечивает инвестиции. В том, что интересы российских бизнесменов в Армении ущемляют, упрекал Ереван и глава российского МИДа Сергей Лавров.

Агрессивное меньшинство

В армянских СМИ не раз и не два писали о том, что стратегические государственные посты в республике достаются тем деятелям, которые начинали свой путь в политику под присмотром иностранных НКО, в том числе тех, деньги на которые давал фонд Сороса. Один из живых примеров — 27-летний министр юстиции Рустам Бадасян. Еще до его назначения пресса писала, что Бадасян — это протеже Ларисы Минасян, главы армянского отделения Фонда Сороса. В обязанности главы Минюста входит, в частности, работа со специальным советником по борьбе с коррупцией. Его командировал в Армению Госдеп США. Этот американский специалист будет консультировать власти Армении по вопросам разработки и реализации реформ в правоохранительной сфере.

Комиссаром по вопросам диаспоры в правительстве Пашиняна стал бывший мэр одного из американских городов Глейдленд Заре Синанян. Вполне возможно, что он знаком с положением дел в армянской диаспоре в США, которая насчитывает почти полтора миллиона человек, но вот сможет ли он наладить нормальные отношения с огромной армянской диаспорой в России — большой вопрос. Менталитет не тот.

Кстати, «Спутник» писал, что экс-мэр известен как радетель интересов ЛГБТ-сообщества и выступает за его особые права. В 2019 году новоиспеченный армянский госслужащий получил премию от американской общественной организации Equality Armenia за внедрение гендерного просвещения и выступления в пользу легализацию однополых браков.

Одна из ключевых должностей — секретарь Совета безопасности Армении — тоже занята выходцем из НКО. Это 35-летний Армен Григорян. До назначения на ответственный пост не имел никакого отношения к структурам, отвечающим за внешнюю и оборонную политику. Был простым гражданским активистом, экспертом неправительственной международной организации Transparency International, координировал «движение «Отвергни Сержа» — имеется в виду Серж Саргсян, прежний руководитель Армении. Ну, то есть типичный активист «бархатных» революций, мастером которых во всем мире считается Сорос. В симпатиях к России Григорян не замечен. Чего нет — того нет. До поры до времени готов работать с учетом внешнеполитических реалий, но ориентир держит явно не на Север, а далеко на Запад, за океан.

И таких, как Григорян во властных структурах Армении все больше. Например, брат начальника Специальной следственной службы Армении Сасуна Хачатряна — председатель совета правления Фонда Сороса.

Итак, благодаря заочной полемике российского журналиста и армянского премьера, все мы узнали, что в отношениях двух стран не все безоблачно. Оказывается, есть те, кому наша дружба не нравится. Кто вкладывает деньги в раздор, кто покупает ненависть. И не важно, как эти силы называются — Фонд Сороса или Transparency International. Не важно, на какие посты они тащат своих ставленников, важно то, куда они ведут народ Армении.

Что перевесит — дружба или вражда? Вместе пойдут наши страны дальше или врозь? И что нас ждет дальше? Станут ли наши отношения основой благополучия или приведут к тяжелым проблемам? Задуматься над этими вопросами надо и в России, и в Армении. Иначе проблем точно не избежать.

Игорь Никифоров