Posted 7 августа 2020,, 15:00

Modified 1 февраля, 02:12

Updated 1 февраля, 02:12

Ученые: Носители синдрома Дауна имеют встроенную защиту от раковых опухолей

7 августа 2020, 15:00

Американские ученые открыли набор из нескольких десятков генов, защищающих носителей синдрома Дауна от твердых злокачественных опухолей разных типов. Вместе с тем, пишет ТАСС, они ухудшают работу сердца и мышц.

По мнению генетиков, результаты наблюдений можно использовать при создании терапии, которая действовала бы на эти гены и подавляла бы рост опухолей в организме людей, не являющихся носителями синдрома Дауна. Кроме того, считает генетик Екатерина Галат, работу этих генов можно нормализовать в организме детей с лишней хромосомой.

Добавим, что синдром Дауна — это самая распространенная причина слабоумия и других проблем с работой мозга человека. Все нарушения в умственном развитии у его носителей происходят из-за того, что в их ДНК не две, а три копии 21-й хромосомы. Это приводит к нарушению работы генов, которые отвечают за формирование и работу мозга. Поэтому их носители с самых первых дней жизни отстают от сверстников в умственном развитии.

При этом одно из самых необычных проявлений синдрома Дауна заключается в том, что у его носителей реже, чем у сверстников с нормальным набором хромосом формируются различные формы твердых опухолей, в том числе рак груди, легких и прямой кишки.

Исследователи, чтобы получше изучить данный феномен, вырастили из образцов кожи двух носителей синдрома Дауна искусственные стволовые клетки и превратили их в «заготовки» клеток сосудов и мускулов. Сравнивая то, как менялась работа различных генов при их превращениях, генетики выделили набор из более ста генов. Среди них — три десятка участков в самой 21-й хромосоме, активность которых в результате ее удвоения не повысилась, а снизилась. В ходе изучения их свойств выяснилось, что эти участки ДНК были напрямую связаны с двумя последствиями развития синдрома Дауна — нарушениями в росте мышечных клеток и соединительной ткани, а также с высокой стойкостью носителей этой болезни к твердым раковым опухолям.

По мнению ученых, росту опухолей мешают те же нарушения в работе генов, которые отвечают за миграцию клеток, формирование новых сосудов и рост соединительной ткани, что и в мышцах носителей синдрома Дауна. Также исследователи обнаружили несколько десятков генов, которые связаны с работой иммунитета, чья активность после удвоения 21-й хромосомы выросла. Галат и ее коллеги предполагают, что они тоже могут защищать носителей синдрома Дауна от твердых форм опухолей.

«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.