Posted 10 августа 2020,, 12:47

Published 10 августа 2020,, 12:47

Modified 1 февраля, 02:13

Updated 1 февраля, 02:13

Белорусская репетиция для Кремля-2024?

10 августа 2020, 12:47
Алла Ярошинская
Народ вышел на улицы Минска не потому что хотел, чтобы президентом стала домохозяйка Тихановская, а потому что диктатор Лукашенко — надоел.

За несколько дней до президентских выборов в Беларуси Лукашенко дал интервью украинскому журналисту. Из всей воинствующей половы вылез лукашенсковский Фрейд. Он сказал буквально следующее: «Хорошо, вот я не президент — а что делать с утра? Я даже этого не представляю».

Сегодня с утра после вчерашних выборов и последовавших событий у новоиспеченного в шестой раз после 26 лет правления президента Лукашенко снова много забот: не всех еще до выборов оппонентов пересажал, не всех недовольных — уже после закрытия участков для голосования — побили и отправили в СИЗО. В общем, работы с утра оказалось непочатый край.

Я внимательно следила за алгоритмом белорусских выборов и действиями белорусских властей. И наверняка с особым пристрастием изучали стратегию и тактику Бацьки в Кремле. Ведь Владимир Путин через четыре года, в который раз, будет баллотироваться на главный пост — зря, что ли, Конституцию меняли?

Схема узурпации власти по-белорусски не сильно отличается от того, что происходит в последние годы в России. Тем более что богатый опыт у Бацьки наработан также и свой: достаточно вспомнить, как он виртуозно расправился с соперниками на заре своей президентской юности. Однако, как оказалось, на смену «старой» оппозиции за 26 лет правления, вырос не только его сын Коля, но и подросла новая оппозиция.

Еще до начала выборов со всей страны в Минск были свезены тысячи милиционеров из областей, пригнаны десятки автозаков, автобусов, пожарных машин и даже бронетранспортеры. В готовности к борьбе с мятежным народом была не только вся полиция, ОМОН, госбезопасность, но и внутренние войска. На сем и заканчивается старый коммуно-гебистский подход в отношениях с оппозицией.

В этих выборах белорусские власти обкатали свое ноу-хау — современное «оружие» в борьбе за власть: гражданам за день до голосования отключили Интернет. Все оппозиционные СМИ и сайты были блокированы. Также, как и был закрыт Минск. Белсат показал карту, на которой были указаны перекрытия всех дорог на подступах к столице. (Учли уроки Киева в 2014-м.)

Начиная с субботы, я смотрела в основном независимый белорусский канал Belsat, вещающий из Варшавы и передающий новости через своих корреспондентов. (Канал на белорусском, однако знание украинского и русского делает язык понятным.) Еще пара белорусских источников в международных социальных сетях, которые давали информацию миру, что происходит внутри страны, — сайты Tut.by, «Беларусь головного мозга» и Nexta. Остальные, как, например, газета «Белорусский партизан» (созданная когда-то Павлом Шереметом, убитом позже на Украине) тоже пытались давать информацию, но из-за остановленной связи были почти парализованы.

Когда после восьми вечера объявили результаты государственных экзит-полов, в которых якобы победил с 80% Лукашенко (Тихановской написали около 8%), в эфире и на сайтах (в стране) повисла тяжелая пауза. Но спустя час ситуация кардинально поменялась. Люди начали стихийно выходить на улицы. Во всех крупных и мелких городах. Картинок вначале почти не было — корреспонденты Belsat TV c угрозой для собственной жизни рассказывали, что происходит в городах. Все площади Минска были перекрыты, чтобы люди не могли собраться в одном месте. Так народ легче разгонять.

Важно отметить — лидера или лидеров спонтанных протестов не было. Потому что не было связи, невозможно было людей координировать и направлять. Каждую группу недовольных в Минске «разбивали» поодиночке. Однако поближе к полуночи на одной из улиц Минска все же образовалась большая река рассерженных граждан — тысячи. Они яростно скандировали: «Уходи! Уходи!» Полиция стреляла в них резиновыми пулями и ожесточенно лупила палками.

Алла Ярошинская