Posted 17 августа 2020,, 19:56

Published 17 августа 2020,, 19:56

Modified 30 марта, 13:34

Updated 30 марта, 13:34

В Кремле утратили веру в Лукашенко

17 августа 2020, 19:56
В случае введения «вежливых людей» в Белоруссию антипрезидентские протесты там превратятся в антироссийские, прогнозируют эксперты.

На фоне массовых акций гражданского протеста в Белоруссии, вызванных несогласием общества с результатами президентских выборов, эксперты продолжают обсуждать возможную реакцию Москвы на события в «братской» республике.

Накануне в Кремле, комментируя телефонный разговор между президентами России и Белоруссии Владимиром Путиным и Александром Лукашенко, недвусмысленно заявили, что РФ может оказать «помощь» Минску как по линии Договора о Союзном государстве, так и по линии Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членами которой являются обе страны. Официальный рупор Кремля, глава государственного телеканала Russia Today Маргарита Симоньян была еще более откровенна, написав в своем Twitter: «А вообще пора уже вежливым людям навести порядок, конечно. Как они умеют».

О том, возможно ли сегодня появление в Белоруссии под тем или иным предлогом «вежливых людей», как это было в 2014 году в Крыму, и к чему это может привести, обозреватель «Росбалта» поговорил с российскими и белорусскими экспертами.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает ввод российских военнослужащих в Белоруссию событием крайне маловероятным. «Никаких войск ОДКБ не существует. Что касается российских формирований, то мне не кажется это сильно вероятным. Существует официальное российское заявление о том, что Россия выполнит свои обязательства в случае наличия внешних угроз. Но внешние угрозы в Белоруссии как-то особо не просматриваются. Влияние извне там безусловно имеет место, просто Лукашенко сам создал ситуацию, когда это влияние действует».

Военный эксперт Павел Фельгенгауэр согласен с тем, что «ОДКБ здесь совсем ни при чем». По его мнению, «если там появятся российские войска, то это будет как в Крыму, без всякого ОДКБ». Теоретически, считает он, возможно, что они могут быть задействованы там и в рамках Договора о Союзном государстве России и Белоруссии, «если в республике будет иметь место дальнейшая дестабилизация. Тогда да, российские войска могут быть туда введены „чтобы освободить белорусский народ“, „прекратить гражданскую войну“ и так далее, поскольку интеграция Белоруссии — это долгосрочная стратегическая цель нынешнего российского режима».

В тоже время, сейчас такой вариант маловероятен, поскольку «в Кремле Лукашенко ненавидят и будут рады видеть его на свалке истории», — говорит эксперт. Впрочем, к белорусской оппозиции в Москве относятся примерно так же, напоминает Фельгенгауэр. «Так что, тут все сложно», — продолжает он.

По словам эксперта, ситуация в соседней республике сегодня похожа на ту, что была в Афганистане в 1979 году, когда туда были введены советские войска. «Тогдашний правитель Афганистана Хафизулла Амин попросил советской помощи, наши вошли туда и первым делом убили его», — напомнил Фельгенгауэр. По его мнению, нечто подобное возможно сегодня и в Белоруссии, потому что «Лукашенко сегодня совершенно неприемлем, веры ему нет никакой».

«Пока такого решения не принято, но технически оккупировать Белоруссию мы можем достаточно быстро, тем более что войска сейчас в полной готовности. Другое дело, как с потом жить с оккупированной Белоруссией?», — задается вопросом эксперт.

Директор Центра Восточноевропейских исследований Андрей Окара полагает, что с российской стороны речь сейчас может идти скорее не о введении в Белоруссию регулярных войск, а о возможности применения парамилитарных формирований вроде так называемой ЧВК «Вагнер».

«С точки зрения Кремля, Белоруссия должна быть если не подчиненной ему напрямую, то хотя бы союзной, но ни при каких обстоятельствах не враждебной, что может быть в случае интеграции этой страны в Евросоюз и НАТО», — отмечает политолог. Он напоминает, что «разговоры о возможном присутствие в Белоруссии российских войск ведутся давно, но Лукашенко эту тему долго и жестко отбивал. Однако сейчас ситуация сложилась так, что он эти войска сам приглашает, ссылаясь на то, что против его страны осуществляется агрессия со стороны НАТО. Представители Альянса, правда, заявили, что никакой концентрации их войск на белорусской границе нет, но тем не менее какое-то количество белорусских соединений было переброшено на запад».

Окара уверен, что введение российских вооруженных формирований в Белоруссию возможно в том случае, если бы в Кремле пришли к выводу, что Лукашенко в противостоянии с протестующими выигрывает ситуацию. «Если же он ситуацию будет проигрывать, то тогда российские войска туда бы не ввели, потому что в мире это было бы воспринято как интервенция и могло бы вызвать серьезные последствия. Кроме того, зачем Кремлю „вписываться“ за диктатора, которого никто не поддерживает?», — задается вопросом эксперт. Он считает, что в случае введения российских войск в Белоруссию «антилукашенковские протесты превратятся в антироссийские».

Белорусский политолог Сергей Николюк согласен с подобной оценкой. Он говорит, что в его стране сейчас «идет процесс формирования белорусской гражданской нации и это долгоиграющий фактор, с которым нельзя не считаться». По его мнению, «сегодня в Белоруссии применение силы или даже угроза ее применения будет встречена (обществом) крайне отрицательно».

В том, что «сейчас происходит в Белоруссии, ничего антироссийского нет. Но если Россия начнет играть активную роль на стороне Лукашенко, то антироссийские настроения в белорусском обществе начнут формироваться», — уверен Николюк.

Александр Желенин