Posted 14 сентября 2020,, 17:42

Published 14 сентября 2020,, 17:42

Modified 1 февраля, 02:30

Updated 1 февраля, 02:30

Получится ли у ШОС, ОДКБ и СНГ «воевать» вместе?

14 сентября 2020, 17:42
Эти объединения впервые проведут учения. Интригующим является участие Китая, а также вопрос: «тройка» больше боится терроризма или революций.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Содружество Независимых Государств (СНГ) в конце сентября проведут первые совместные учения по борьбе с терроризмом. Маневры, по информации главы МО РФ Сергея Шойгу, состоятся в рамках стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2020». Более подробной информации пока нет.

Зато есть реакция Украины: в ответ на «российские учения» она в последней декаде сентября проведет свои — «Объединенные усилия—2020» с участием стран НАТО. Как сказал украинский министр обороны Андрей Таран в своем выступлении в Верховной раде, маневры пройдут «с учетом накопления войск под предлогом подготовки учений «Кавказ—2020».

Но вернемся к довольно разнонаправленной «троице», впервые собравшейся провести совместные антитеррористические учения. По итогам недавнего заседания министров обороны стран, входящих в эти три организации, принято коммюнике, подтверждающее, что борьба с международным терроризмом и экстремизмом является приоритетом. Участники обсудили также меры по оказанию взаимопомощи и созданию потенциала реагирования на угрозы биологической и военно-биологической опасности, исходящей от нерегиональных государств. Собственно, оснований для проведения совместных учений достаточно. Однако нюансы и вопросы к видимому объединению ШОС, ОДКБ и СНГ в силовой компоненте существуют.

Что есть ШОС, лидерство в которой принадлежит Китаю, и членами которой являются также Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Пакистан? Наряду с достижением множества целей в самых разнообразных сферах, она ставит перед собой задачу противодействия терроризму и сепаратизму во всех их проявлениях. Постоянно подчеркивается, что Шанхайская организация не является военным альянсом, между тем с 2003 года по сегодняшний день она провела шесть учений; на ее счету предотвращение сотен терактов, задержание и уничтожение главарей террористических организаций. ШОС очень плавно и мягко стала претендовать на формирование нового миропорядка, исключающего единоличное доминирование США. Но в ней самой доминирует КНР, которая тоже рвется в мировые лидеры. И уже сегодня возникает вопрос: не ставит ли фактор Пекина под сомнение многовекторное сотрудничество и лидерство России в вопросах безопасности в регионе Центральной Азии.

Во-вторых, внутри Шанхайской организации все еще не решены проблемы между Индией и Пакистаном, и претендующая на «новый миропорядок» ШОС не смогла навести порядок в своем собственном «доме».

Не все ладно и между центрально-азиатскими республиками. Хотя три из пяти государств ЦА входят, помимо ШОС, и в ОДКБ, то есть фактически дублируют свою деятельность во взаимодействии с Россией в вопросах безопасности. Говоря прямо, ее им обеспечивает преимущественно РФ, а не Китай. Последний, хотя бы в контексте близости к центрально-азиатскому региону и своих амбиций влияния, вряд ли долго будет терпеть имеющееся статус-кво, и оно в среднесрочной перспективе станет камнем преткновения между Москвой и Пекином.

А что такое ОДКБ, членами которой, помимо России, являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения? В трех из них дислоцированы российские военные базы. Это откровенно военный блок, официальной задачей которого является защита территорий и экономического пространства стран-участниц, совместные усилия их армий против любой внешней военно-политической агрессии, терроризма. ОДКБ не является частью правовой системы СНГ, располагает Коллективными силами оперативного реагирования, регулярно проводит военные учения, активно противодействует наступательной позиции НАТО на постсоветском пространстве. Блок очень хорошо оснащен новейшим вооружением. Словом, не чета военной мощи ШОС как организации.

Китай не имеет отношения к ОДКБ, которая, как видим, в той или иной степени дублирует антитеррористическую деятельность Шанхайской организации. Только «шефы» в этих организациях разные — Москва и Пекин. Их военные возможности (или желания?) тоже разнятся. В таких условиях не исключен конфликт интересов, хотя, с другой стороны, ШОС и ОДКБ могут дополнять друг друга для большей эффективности антитеррористической деятельности. Но при чем тут СНГ, еще более разнонаправленное, включая внешнеполитические векторы, чем ШОС и ОДКБ?

Напомним, что Содружество, оказавшееся, на поверку, «мертворожденным дитятей», призвано регулировать сотрудничество между государствами, ранее входившими в СССР. Однако его «населяют» далеко не все бывшие советские республики, и полноценно военная компонента их не объединяет, как это имеет место в случае с ОДКБ. Правда, существует штаб по координации государств—участников СНГ, но это сугубо показушная структура: каждая из стран Содружества в военном плане идет своим собственным путем, надгосударственного органа у бывших «братских народов» не существует.

Достаточно сказать, что в самом СНГ в состоянии войны находятся два государства — Армения и Азербайджан. Кстати, последний отказался участвовать в первых совместных учениях и ограничился делегированием на них двух своих наблюдателей. Индия тоже отказалась, отговорившись пандемией COVID-19, хотя, скорее всего, она не хочет работать на одной «площадке» с Пакистаном.

Впрочем, ситуация, связанная с Азербайджаном, может быть более тонкого внешнеполитического порядка. Кстати, Баку и Исламабад намерены провести совместные военные учения. Напомним, на днях в Нахичевани Азербайджан провел масштабные маневры с Турцией — с участием свыше 2 600 военнослужащих, более 200 танков и другой бронетехники, десятков единиц авиации и систем ПВО. Такие учения, разумеется, эффективны по простой причине: они проводятся ближайшими союзниками. Но можно ли считать «ближайшими союзниками» государства СНГ, ШОС и даже ОДКБ — в последней Армения явно смотрит в совершенно другую сторону.

Словом, анонсированные с «вселенским размахом» совместные учения ШОС, ОДКБ и СНГ больше походят на политко-пропагандистское шоу, хотя что может быть актуальнее в современном мире, с глобальной точки зрения, чем борьба с терроризмом. Но может ли она быть успешной в условиях политического соперничества различных центров силы, собранных под одной «крышей», периодически дающей течь? Вот если бы ее залатать! Это был бы очень высокий, если не решающий уровень решения проблем международной и региональной безопасности. Хотя и сейчас ШОС и ОДКБ в отдельности держат ситуацию под контролем — хоть и в разной степени.

Вообще же, глядя на страны, входящие в эти три блока, создается впечатление, что их «союз» основан не только на борьбе с терроризмом, но и на стремлении сохранить в них действующую власть. Все они не относятся к государствам так называемого «демократического мира» и боятся его распространения на ту часть Евразии, которую принято считать несвободной от авторитаризма. С такого угла зрения им, разумеется, придется держаться друг друга, максимально отставив внутренние разборки.

И, кстати, терроризм к стабильности власти, и особенно — авторитарной, имеет далеко не опосредованное отношение, поскольку способен раскачать ситуацию в любой стране. Даже в той, где правление «железной рукой» видится сегодня незыблемым.

Ирина Джорбенадзе