Posted 21 сентября 2020,, 16:15

Published 21 сентября 2020,, 16:15

Modified 1 февраля, 02:33

Updated 1 февраля, 02:33

В Европу возвращается весенний ужас

21 сентября 2020, 16:15
Израиль решился на новый локдаун, в Чехии из-за споров о карантине сменился глава Минздрава, а всего вторая волна COVID-19 на пороге уже у десятка стран.

Чешским министром здравоохранения стал эпидемиолог Роман Примула, руководивший кризисным штабом в этой стране в марте текущего года. В значительной мере благодаря его жесткой позиции Чехия «закрылась» тогда буквально за несколько дней и, в итоге, оказалась в числе наименее пострадавших стран в мире.

Теперь нет сомнений, что чехам придется пережить второй этап карантина, и он будет объявлен буквально в ближайшие дни. Скорее всего, сразу после предстоящих в первых числах октябре региональных выборов, которые очень важны для премьера Андрея Бабиша. Его партия ANO («Да») рассчитывает взять по итогам этого голосования контроль над большинством краевых законодательных собраний и повсеместно расставить своих гетманов (губернаторов).

Адам Войтех, предшественник Примулы на посту главы Минздрава, ушел в отставку, судя по всему, из-за нежелания брать на себя ответственность за новый локдаун. Ему явно хочется сохранить репутацию человека, победившего первую волну коронакризиса. Тот же, кто возьмет на себя ответственность за введение новых ограничений, а значит и за неизбежное снижение уровня жизни, станет в Чехии, судя по соцопросам, политическим трупом. Войтеху как политику это важно, а Примуле, по-видимому, наплевать. Он медицинский администратор, которого, вдобавок летом уже заставили один раз уйти из Минздрава, поскольку он не прошел антикоррупционную проверку: обнаружилась какая-то странная фирма с его дочерью в числе сотрудников, сотрудничающая с министерством.

Надо заметить, что на этот раз Чехия точно не будет первой. Полноценный локдаун уже объявил Израиль. Внутри Евросоюза еще в конце лета свои границы решили закрыть Словакия и Венгрия. Словаки, например, постановили ввести карантин для всех, кто приехал в эту страну на срок больший, чем девять часов, которые требуются для того, чтобы проехать ее транзитом.

Карантинные меры установили и в Мадриде, хотя пока только в отдельных районах города. Во Франции дело идет к тому же. Как и чехам, французам надо было дождаться выборов. Президенту Эммануэлю Макрону весной впервые в послевоенной истории Франции пришлось их перенести.

Активная дискуссия продолжается и в Германии. Страна-лидер ЕС, с экономической точки зрения, успешнее всех преодолела первый этап коронакризиса. Но сейчас там активно митингуют «коронаскептики», которые требуют отменить сохраняющиеся до сих пор ограничения. И, кстати, в качестве своих кумиров они часто называют Владимира Путина и его американского коллегу Дональда Трампа.

Говорят о второй волне коронакризиса и в Юго-Восточной Азии. Разве что Новая Зеландия идет против общемирового курса, и решила все ограничения полностью отменить.

Но в целом нет больших сомнений в том, что Евросоюз постепенно накрывает второй волной коронакризиса. Разница в том, что весной большинство населения активно поддерживало все ограничения и опасалось, в первую очередь, за свое здоровье. Теперь же на первый план вышла экономика. Страх потерять доход становится все сильнее, даже в тех странах, которые, как Чехия или Германия, успешно прошли первый этап.

Это даже не коронаскептики, которые в принципе не верят в COVID-19, считая его не опаснее сезонного гриппа. Речь как раз о среднем классе, который из рациональных соображений активнее всего поддерживал введение карантина весной и сейчас, посмотрев на все его плюсы и минусы, все громче выступает против неразумных, с его точки зрения, ограничений.

Проблему усугубляет и поведение властей, которые не объясняют свои действия и принимают ни с кем не согласованные решения, от которых страдают рядовые граждане. Причем всем (и властям, и гражданам) понятно, что свободных денег на помощь населению в объемах, сопоставимых с весенними, в бюджетах большинства стран уже нет.

Это, кстати, очевидно, касается и России. Ее граница с ЕС все по сути дела по-прежнему закрыта и, с учетом накатывающейся «второй волны», судя по всему, в 2020 году так и не откроется.

Прокремлевские комментаторы активно говорят о том, что страхи насчет второй волны подогревает бизнес, например, фармацевтический, который собирается на ней заработать. Но в реальности показатели по вновь заболевшим в России, как и во многих европейских странах, уже выше июньских. А денег на поддержку населения как не было, так и нет — это показывают попытки правительства повысить налоги и другие сборы, а также первые дискуссии по бюджету 2021 года.

Иван Преображенский