Posted 28 сентября 2020,, 10:56

Published 28 сентября 2020,, 10:56

Modified 1 февраля, 02:36

Updated 1 февраля, 02:36

Столкнутся ли Россия и Турция из-за Карабаха?

28 сентября 2020, 10:56
Премьер Армении заявил о начале войны с Азербайджаном. Под угрозой оказался весь Кавказ, в ситуацию также «влипли» Москва и Анкара.

Воскресным утром на карабахском направлении возобновились масштабные военные действия. В непризнанной НКР и на территории, контролируемой Азербайджаном, есть убитые и сотни раненых. В Армении объявлено военное положение, введена всеобщая мобилизация. Премьер-министр Никол Пашинян пригрозил, что Ереван признает независимость Нагорно-Карабахской Республики. Власти Азербайджана тоже ввели военное положение в ряде регионов страны, включая Баку и Гянджу, действует комендантский час и объявлена мобилизация. По данным азербайджанской стороны, с территорий, контролируемых Степанакертом, эвакуируют мирное население.

Версия Азербайджана

Накануне утром ВС Армении подвергли интенсивному обстрелу позиции азербайджанской армии вдоль всей линии фронта и населенные пункты, расположенные в прифронтовой зоне. Огонь велся из крупнокалиберного оружия, минометов и артиллерийских установок различного калибра. В результате обстрела сел Гапанлы Тертерского района, Чыраглы и Орта Гервенд Агдамского района, Алханлы и Шукюрбейли Физулинского района и села Джоджуг Марджанлы Джебраильского района среди мирного населения есть убитые и раненые. Объектам гражданской инфраструктуры нанесен серьезный урон.

В ответ азербайджанская армия начала контрнаступательную операцию по всей линии фронта, уничтожила несколько постов противника и склады с боеприпасами, взяла несколько высот под свой контроль. Минобороны АР рапортовало об освобождении семи азербайджанских сел и потерях противника — более 500 человек убиты и ранены. Кроме того, ВС Армении потеряли 22 танка, 15 единиц ЗРК «Оса», 18 беспилотников, прочую военную технику.

Версия Еревана и Степанакерта

В своем обращении к народу Пашинян заявил, что Азербайджан начал войну против Армении. Населенные пункты Нагорного Карабаха — Степанакерт, районные центры, а также воинские части подверглись массированному обстрелу. Завязались ожесточенные бои. Омбудсмен Карабаха Артак Бегларян утверждает, что «Азербайджан напал первым». Мотострелковые и танковые подразделения противника ведут наступления на северном, южном и восточном направлениях.

Пашинян же заверил, что Армения «остается гарантом свободы и независимости» Карабаха и призвал международное сообщество использовать все рычаги влияния на одного из основных виновников происходящего — Турцию — для ее невмешательства в конфликт. «Мы также хорошо понимаем, что азербайджанский режим может начать преступные действия в направлении границ Армении, … чтобы посеять нестабильность во всем регионе», — сказал армянский премьер.

По информации Степанакерта, Армения не будет перебрасывать вооруженные силы в НКР, поскольку последние с военным вызовом пока справляются. Более того, армия Карабаха в течение минувшей ночи «провела несколько блестящих боевых операций» и восстановила утраченные позиции на различных участках линии обороны. А Минобороны Армении информирует о гибели 200 азербайджанских военнослужащих, выведении из строя 20 дронов и 30 единиц наземной техники.

Реакция мира

На военные действия в зоне карабахского конфликта не откликнулись только ленивые. Заявления с призывами к прекращению огня сделали США, Россия, Китай, европейские страны, Грузия, ООН, НАТО, ОДКБ, ОБСЕ и другие. Глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил ситуацию с азербайджанским, армянским и турецким коллегами, а Пашинян, по данным РИА «Новости», позвонил президенту РФ Владимиру Путину. По информации пресс-службы Кремля, с российской стороны была выражена серьезная озабоченность возобновлением «широкомасштабных боестолкновений». Отмечалось, что «сейчас важно предпринять все необходимые усилия для того, чтобы не допустить дальнейшей эскалации противостояния, а главное — нужно прекратить военные действия».

Катастрофа или прелюдия к ней?

На первый взгляд, азербайджанские власти готовы идти до конца, чтобы решить карабахскую проблему, что станет гуманитарной и экономической катастрофой для всего региона. Азербайджанская армия выглядит уверенной в своих военных силах, но есть ли у нее уверенность в политических? Если на обострение обстановки дали «добро» крупные международные игроки, причем неважно, «кто начал первым», они и могут ее остановить. Тогда дело ограничится демонстрацией прелюдии к разрушению практически всего Южного Кавказа и проверкой военных возможностей Армении и Азербайджана. Напомним, РА недавно провела масштабные военные учения с Россией, а АР, практически синхронно, — с Турцией. То есть противные стороны неоправданно играли на нервах друг у друга в контексте условно мирного урегулирования конфликта.

Почему эти учения, в столь неподходящее время, устроила Россия? По идее, война между ее стратегическими партнерами не должна ее устроить — она может охватить весь Южный Кавказ, дойти до южных границ РФ, проконтролировать которые будет сложно. Начнутся и беспорядки на территории РФ между армянами и азербайджанцами.

Если дело ограничится исключительно Нагорным Карабахом, Россия может «абстрагироваться» от проблемы и принимать в ней латентное участие. Но если она коснется границ Армении? Ведь она является членом ОДКБ (кстати, Ереван за помощью к ней пока не обращался), хоть и с сильно подмоченной репутацией, и Москва обязана будет вмешаться. Именно она, поскольку другие члены организации, несмотря на ее устав, вряд ли возьмут сторону Еревана. Да и России портить отношения с Баку не с руки: она настоятельно проталкивала вариант освобождения Арменией оккупированных азербайджанских территорий с отложенным вопросом статуса Карабаха. Но Ереван уперся.
Напомним также, что Россия поставляет вооружение и Армении, и Азербайджану: первой, где дислоцирована ее военная база, по дешевке, второму — по «полной» цене. К тому же Путин имеет хорошие политические и личные контакты с Алиевым, чего не скажешь о Пашиняне. Так что России в этой ситуации лучше активно вмешаться на уровне «дипломатии», а не военном.

Но тут встревает фактор Турции, и в данной ситуации он крайне опасен. Она безоговорочно поддерживает Азербайджан, но вряд ли только из провозглашенного постулата «Один народ — два государства». Беспорядки на Южном Кавказе ей выгодны для усиления своего влияния в регионе, поэтому Анкара почти наверняка будет их разжигать, но не своими руками. То есть прямая военная агрессия с ее стороны против Армении почти исключена, в противном случае это будет «читаться» прямым вызовом России, проблемы с которой у нее все еще остаются. Кроме того, военное вмешательство в конфликт Турции будет означать привлечение к нему НАТО, поскольку эта страна является членом альянса. Таким образом, теоретически, если конфликт дойдет до границ Армении, противоборствующими сторонами могут стать НАТО и ОДКБ.

Что делать?

Этот извечный вопрос не теряет актуальности по мере нарастания безумств этого безумного мира. Но он, в контексте Карабаха, так или иначе решаем. Москва, при желании, может принудить Армению к поэтапному возврату территорий Азербайджану, и при согласии последнего (но будет ли оно?) ввести своих миротворцев в конфликтную зону. По этому вопросу придется договариваться не только с Баку и Анкарой, но и с граничащим с конфликтным регионом Ираном. Но с точки зрения укрепления России на Южном Кавказе, такой вариант эти страны вряд ли устроит. Значит, придется вести разговор на уровне «баш на баш». Что может быть предложено в качестве «баша», и не одного, остается только гадать.

В конечном итоге, основными переговорщиками по карабахской проблематике видятся на данном этапе Москва и Анкара, а проигравшей стороной, по сумме геополитических, военных и других реалий — Армения.

Словом, если место имеет не показательная прелюдия к войне, и ей не будет положен конец в ближайшие несколько дней, военные действия примут масштабный характер с переброской в конфликтную зону армянской армии. Это не только жертвы и разрушения на всем Южном Кавказе и, возможно, части Кавказа северного, но и полный и крайне опасный геополитический переворот в регионе с перетягиванием «каната» Россией, Турцией, Ираном, а также, не исключено, другими мировыми игроками.

Ирина Джорбенадзе