Posted 19 октября 2020,, 05:30

Published 19 октября 2020,, 05:30

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Впустят ли Эрдоган и Алиев миротворцев в Карабах?

19 октября 2020, 05:30
Ереван и Москва «дозрели» до ввода российских военных в конфликтную зону. Но Баку и Анкара настроены по этому вопросу на большой торг.

Россия на четверть века припозднилась с инициативой ввода своих миротворцев в зону карабахского конфликта. Не станем гадать, умышленно она это сделала (с дальним прицелом) или по недомыслию, и будем отталкиваться от дня сегодняшнего. Вкратце картина такая: на фоне возобновления масштабных военных действий на оккупированных Арменией территориях Азербайджана, Ереван практически открытым текстом затребовал введения миротворцев. А глава МИД РФ Сергей Лавров в своем недавнем интервью ряду радиостанций заявил, что российские миротворцы и наблюдатели должны присутствовать в зоне конфликта, но с оговоркой: последнее слово в этом вопросе остается за противоборствующими сторонами.

Это, конечно, очень «великодушно» и в духе норм международного права, но тут напрашивается вопрос из старой русской песенки — «Где ты раньше был и кого любил?» Вопрос не лирический — сейчас он относится к наиболее жесткому сегменту реальной политики, поскольку в армяно-азербайджанский конфликт вступила Турция, и ее уже можно назвать его стороной. И не просто стороной, а крупным региональным игроком, поддерживающим военный способ развязывания «карабахского узла».

Лавров не согласен с позицией Турции. Он считает ввод миротворцев и наблюдателей гарантией невозобновления военных действий и состоятельности соглашения о прекращении огня — этой «джентльменской» договоренности, не имеющей юридической силы и нарушенной сразу вслед за тем, как она была «достигнута» недавно в Москве.

И если премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Ереван в рамках Минской группы ОБСЕ готов обсудить вопрос введения российских миротворцев, то его азербайджанский коллега Ильхам Алиев ответил Haber Türk (а пересказе АзТВ) следующим образом: «Такие желания могут быть. Я не исключаю этого. Но все вопросы должны решаться за столом. Должен также сказать, что в являющихся предметом обсуждения базовых принципах отправка миротворцев подразумевается на самом последнем этапе. … в первую очередь должны быть решены вопросы … освобождение земель, возвращение беженцев, вопросы коммуникации, открытие границ, торговля. После этого не исключен ввод миротворцев». То есть, фактически, только после деоккупации и налаживания мирной жизни.

Алиев также подтвердил, что отправка миротворцев в конфликтную зону возможна только с согласия двух сторон — Армении и Азербайджана. Кроме того, глава Азербайджана подчеркнул: в переговорах по Карабаху должна участвовать и Турция — «не важно, де-юре или де-факто», поскольку без нее конфликт не решится. Сама же Анкара идет по такой логике: «Так как Россия находится на стороне Армении, а Турция поддерживает Азербайджан, надо встретиться вчетвером».

Как констатировал представитель президента Турции Ибрагим Калын, Минская группа ОБСЕ не смогла найти решение конфликта на протяжении более 30 лет, и «пришло время найти новый механизм». «Механизм» этот в лице Турции не устроит Россию, равно как и утверждение Анкары, и не только ее, что Москва заняла сторону Армении. Но РФ сама в этом виновата, поскольку за три десятилетия она могла принудить Армению к миру и возвращению Азербайджану оккупированных земель с дальнейшим рассмотрением политического статуса Нагорного Карабаха. Тогда бы ей не пришлось сталкиваться в регионе, который она считает сферой собственного влияния, со столь сильным напором Турции и серьезным азербайджанским военным перевесом.

Кстати, и без участия Анкары и Израиля Россия сама содействовала такому перевесу, поставляя современное вооружение Азербайджану. Впрочем, она активно вооружала и Армению. А сегодня пытается потушить пожар собственными миротворцами.

Уж не потому ли она проявляла «лояльность» и к Армении, и к Азербайджану? Но теперь ей приходится перехватывать инициативу у Турции, чтобы показать всем, что она контролирует ситуацию на Южном Кавказе. Однако попытка эта, по сути, выглядит сейчас довольно жалко. Да, России удалось усадить глав МИД Армении и Азербайджана за стол переговоров в Москве, то есть в некотором роде отстранить от них других сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Но на поверку из этой попытки ничего путного не вышло: стороны как убивали друг друга, так и убивают. Причем, конфликт начинает смещаться и на сопредельные территории.

«Росбалт» уже сообщал, что в Грузии, около границы с Азербайджаном, упали два беспилотника. А в конце прошлой недели в результате удара вооруженных сил Армении по Гяндже повреждена высоковольтная линия электропередачи Азербайджан — Грузия. ЛЭП эта имеет международное значение, играет ключевую роль в работе экспортного энергомоста Азербайджан-Грузия-Турция.

Кстати, о Грузии. Ряд СМИ настойчиво продолжают распространять информацию, в соответствии с которой через ее территорию и Иран в Армению перебрасывается российское вооружение, хотя Тбилиси неоднократно заявлял о закрытии транзита военных грузов по своей территории как для РА, так и для АР. Тегеран тоже категорически опровергает свою причастность к транзиту оружия.

В итоге заявление на этот счет сделал сам Алиев. По информации «Интерфакс — Азербайджан», он проинформировал, что ни Иран, ни Грузия, ни Россия официально вооружение в Армению не поставляют, и по имеющейся у него информации, вооружение и наемники в Армению проникают контрабандным путем — гражданскими и грузовыми самолетами, а организовывают это армянские бизнесмены, проживающие в РФ. Баку, сказал Алиев, уже обратился в Международную организацию гражданской авиации с тем, чтобы воспрепятствовать подобной практике.

Так что втянуть в конфликт Грузию и Иран пока не получается. Между тем, по информации министерства обороны Азербайджана, распространенной Haqqin.az, около 20 военнослужащих армянской армии бежали на территорию Ирана, о чем Баку сообщил Тегерану по дипломатическим каналам.

Заметим, что миротворцы на данном этапе устроят только одну сторону — армянскую, поскольку речь уже идет о физическом сохранении нации и ее генофонда, не говоря уже об экономическом выживании.

Так появятся ли в Карабахе российские военные? Москва с ними, конечно, припозднилась, и удобный для нее шанс быстрого расширения собственного влияния на Кавказе утерян. Не исключено, однако, что она ждет, когда стороны выдохнутся (ведь ввод миротворцев — не дело одного дня), и вот тогда она, с согласия всех заинтересованных сторон, начнет «мирить» армян и азербайджанцев — на уровне недопущения масштабных военных действий.

Но до того будет пролито еще много крови. С первого взгляда, Азербайджану с его военным перевесом и определенными достижениями на поле брани, если таковыми могут считаться освобождение некоторой части оккупированных земель, останавливаться незачем — тем более, при активной поддержке Турции. Но с другой стороны, хаос в регионе может затянуться, его наводнят боевики, от которых трудно будет избавиться, и которые, не исключено, пошатнут в общей сумятице и действующий в Азербайджане режим.

Кроме того, известно, что друзей в политике нет, и суверенный Азербайджан, получающий мощную поддержку Турции, может оказаться по отношению к ней в подневольном положении. Помимо того, что это плохо для самой АР, новая ситуация поставит ее в сложное положение перед Россией и Ираном, выступающими за территориальную целостность Азербайджана.

Так что миротворцы — это палка о двух концах, имея в виду хотя бы их недавнее, в историческом масштабе, присутствие в Абхазии и Южной Осетии.

Скорее всего, время российских миротворцев, либо военных ОДКБ, еще не настало, поскольку противные стороны пока не прошли все те «круги» бедствий, которые предшествуют размещению «голубых касок». Вероятно, сторонам еще предстоит пройти этап более серьезного и официального участия Турции в переговорном процессе — она уже дает понять о своих амбициях сопредседательства в Минской группе ОБСЕ: так сказать, на правах региональной державы и наравне с Россией. Европу это вряд ли приведет в восторг.

Но, заметим, ситуация такова, что устойчивый мир в зоне карабахского конфликта уже невозможен без участия Турции, хотя еще совсем недавно было достаточно активной роли России. Впереди также освобождение Азербайджаном новых территорий и иные «круги». А потом, в контексте ввода миротворцев (не исключено, что и турецких тоже), начнется большой торг между Москвой и Анкарой — для последней это хороший шанс несколько потеснить Россию на Южном Кавказе и «переиграть» ее в Сирии и Ливии.

В такой ситуации Москве придется проявить чудеса дипломатии — в том числе, чтобы обеспечить безопасность Северного Кавказа, уязвимого к скоплению боевиков.

В контексте российских миротворцев немаловажен и фактор Ирана, граничащего с Нагорным Карабахом: не будем забывать, что на территории этого тоже крупного регионального игрока проживают 30 миллионов этнических азербайджанцев, и вопрос размещения миротворцев и стабильности Тегерану небезразличен.

Но «голос» Ирана — это уже отдельная тема. Пока же речь идет о «дуэте» — РФ и Турции, и тех ставках, которые они в контексте российских «голубых касок» сделают в геополитически зависящих друг от друга кавказской и ближневосточной игре.

Ирина Джорбенадзе