Posted 22 октября 2020,, 13:54

Published 22 октября 2020,, 13:54

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Переговоры по Карабаху перемещаются в Вашингтон

22 октября 2020, 13:54
Ситуацию вокруг НКР министры иностранных дел Армении и Азербайджана 23 октября обсудят с госсекретарем США Майклом Помпео.

Увы, любые дипломатические усилия пока что не привели к затуханию разгоревшегося 27 сентября военного конфликта между Азербайджаном и Арменией.

Напротив, в ночь на 17 октября второй раз за месяц массированному ракетному обстрелу подвергся Гянджа. Этот азербайджанский город находится вдалеке от Нагорного Карабаха, в глубине страны, и никак не связан с военным противостоянием. Однако, по данным официального Баку, здесь погибли по меньшей мере 5 человек, более 40 были ранены, разрушены не менее 20 жилых домов.

Бомбардировка мирного населения произошла на фоне непрекращающейся риторики Николы Пашиняна о его якобы желании видеть Москву, имеющую принципиально нейтральную позицию, посредником в миротворческой миссии, точнее, склонить ее на свою сторону.

Скорее всего, конечная цель премьера Армении — это убедить Кремль в необходимости применения договора о коллективной безопасности, в который входит Армения и не входит Азербайджан. Но в любом случае попытки втянуть Россию в конфликт выглядят достаточно провокационными.

Визит в Вашингтон выглядит как продолжение этой двойственной политики.

Нужно ли сегодня Трампу, чья предвыборная компания подходит к своему концу, вмешиваться в эту ситуацию, которая никак не повлияет на отношение к нему избирателей?

Видимо, дело в том, что в США давно присутствует сильное проармянское лобби, группа Армянский Кокус, армянские сторонники есть как в Республиканской, так и в Демократической партиях, а часть аффилированных конгрессменов откровенно не поддерживает нейтралитет Москвы и выступает против Азербайджана. Ведь еще в 92-м году в разгар войны в Карабахе была принята поправка о запрете помощи Баку.

Скорее всего, Пашинян постарается использовать все возможности, чтобы убедить Трампа в том, что только тот сможет ему помочь, показав свое превосходство перед Путиным, так как является самым могущественным лидером.

    До этого, кстати, Пашинян уже называл и главу Франции Макрона наиболее комфортным для себя собеседником.

    В Вашингтоне в пику Москве Армения может согласиться на какую-нибудь незначительную мирную инициативу Помпео. Например, на прекращение обстрелов регионов вне Карабаха, что, как мы видим по ситуации с Гянджи, способно привести к еще большей крови. Тем более что признавать ведение боевых действий вне зоны конфликта, несмотря на очевидные доказательства последнего, Ереван категорически отказывается.

    Вероятно, с попыткой «вызвать ревность» Москвы, заигрывая с европейскими политиками, связан и визит в Брюссель президента Армении и одновременно британского поданного Армена Саркисяна, его встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом и главой Европейского совета Шарлем Мишелем.

    По большому счету это довольно шаткая идея демонстрировать Москве, что из числа трех сопредседателей Минской группы по Карабахскому урегулированию позиция России для Еревана на самом деле является наиболее неактуальной и тот всегда может уйти с орбиты российского влияния.

    Вот только захочет ли Кремль поддерживать эти демонстративные игры Пашиняна и Саркисяна, имея в козырях прочные и стабильные отношения с Алиевым.

    Бесполезно втягивать Российскую Федерацию в противостояние, которое однозначно не отвечает ее политическим интересам. К тому же, потеряв доверие руководства РФ, которое прекрасно понимает, что происходит, вряд ли нынешнее армянская верхушка заручится верными союзниками в лице Запада. Как известно, мировое сообщество однозначно считает Нагорный Карабах территорией Азербайджана и не станет менять международное законодательство в угоду одному Пашиняну.