Posted 3 ноября 2020,, 11:04

Published 3 ноября 2020,, 11:04

Modified 30 марта, 13:02

Updated 30 марта, 13:02

Стоит ли ждать сенсаций на американских выборах?

3 ноября 2020, 11:04
Своими прогнозами с «Росбалтом» поделился ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Шариков.

Выборы президента США если еще не стали, то точно должны стать самой заметной и обсуждаемой политической кампанией этого года. О том, чего стоит ждать в день голосования и после него, в эфире подкаста «Включите звук» рассказал «Росбалту» ведущий научный сотрудник института США и Канады РАН Павел Шариков.

— Везде сейчас пишут, что эта кампания — самая агрессивная и жаркая. Что, кроме массового досрочного голосования, делает ее необычной?

— Каждая американская кампания по-своему необычная и имеет свои уникальные черты. Сегодня я бы выделил COVID, карантин и тот факт, что очень многие американцы вынуждены сидеть дома, столкнулись с безработицей, в стране серьезные экономические и социальные проблемы. На этом фоне сложно вести кампанию. Во время праймериз, например, многие штаты были вынуждены перенести, отменить или внести изменения в процесс голосования. Это, конечно, отражалось на результатах.

Что касается того, что происходит независимо от ковида, это Black lives matter и протесты, которые в любой момент могли бы произойти, но произошли именно накануне выборов. Они не утихают уже много месяцев и усиливаются, когда происходят какие-то инциденты. Многие люди под шумок не только мирно протестуют, но и начинают громить магазины и заниматься разными непотребствами. Это отражается на предвыборной риторике и психологическом состоянии американцев.

Среди тенденций, которые можно назвать многолетними, — это политическая поляризация. Тот фактор, из-за которого все говорят, что в Америке скоро будет гражданская война, что люди с оружием выйдут на улицы с агрессией. Прогнозы насчет агрессии делать рано, но то, что американское общество последние десять лет шло в разные стороны, и эти силы примерно равны, это факт. Каждая партия в своей повестке имеет решительный пункт по всем вопросам. Помимо вопросов государственного управления, партии имеют позиции по защите меньшинств, абортам, легализации или запрету марихуаны. По каждому вопросу позиции двух партий радикально противоположны. Эта тенденция оказывает огромное влияние на американское общество.

— Разговоры о том, что победа Трампа приведет к политическому или социальному распаду в США, к какому-то дикому кризису, имеют под собой какие-то основания, или это больше пропаганда оппонентов?

— Вы знаете, сложно сказать. Какие-то прогнозы делать достаточно сложно. Нагнетание идет перед днем выборов. После него агитация будет уже не нужна. Согласно американскому законодательству, итоги выборов будут подведены по результатам голосования коллегии выборщиков. Это будет в лучшем случае через месяц. Если Трамп или Байден решат не признавать итоги выборов, то они будут оспаривать именно итоги голосования выборщиков. К тому моменту агитация уже завершится, и можно будет ожидать затухания агрессивной риторики, которая есть сейчас. Хотя я самые разные мнения сейчас читаю, и многие люди выражают серьезную озабоченность.

— Уже 92 миллиона избирателей в США проголосовали. Говорят, что это скажется на подсчете голосов, что их будет сложно в обычные сроки учесть. О чем говорит это массовое досрочное голосование? Чей-то электорат мобилизуется, или коронавирус накладывает на кампанию свой отпечаток?

— Уже проголосовало 94 миллиона, а еще 30 миллионов бюллетеней были высланы избирателям и ожидаются обратно. 124 миллиона — это почти столько, сколько проголосовали на выборах 2016 года. Наверняка 3 ноября люди придут на участки и будут еще голосовать. Я это связываю с повышенной политической активностью и поляризацией в обществе. Что касается агитации, принято считать, что досрочное голосование больше в пользу демократов. Но нет ни одного соцопроса, который бы дал стопроцентный результат на итоги голосования. Поэтому я бы не торопился с выводами.

— Сейчас букмекеры ставят на победу Трампа как 1 к 50. Это невероятный коэффициент. Бывали ли в истории Америки случаи, когда кто-то отыгрывал такой разрыв, какой сегодня есть между Байденом и Трампом?

— Четыре года назад так и произошло. Тогда Америка готовилась, что победит «системный» кандидат. Но Дональд Трамп тогда одержал победу, несмотря на отставание в три миллиона голосов. Коллегия выборщиков позволила ему это сделать. Что касается прогнозов, социология не стоит на месте. Поэтому сказать, что сейчас результат будет тем же, что и 4 года назад, и те цифры, которые вы видите в интернете, это среднее арифметическое по всем опросам. А они разного качества. И, повторюсь, ни один опрос не может дать стопроцентный результат. Все они дают погрешность. Поэтому у Трампа все равно еще есть шанс победить, хотя я согласен, что он меньше, чем 4 года назад.

— Что ж, результаты мы уже совсем скоро узнаем.

— На самом деле, не факт. Повторюсь, будет еще голосование выборщиков. Например, 4 года назад некоторые выборщики голосовали в нарушение традиции. Каждый штат имеет собственную выборную систему, и многие вопросы регулируются на уровне штатов. В некоторых выборщикам обязательно надо голосовать так же, как и большинство. То есть, могут быть сюрпризы. В день голосования мы получим некую картину о предпочтениях американцев, но будет достаточно долго вестись подсчет бюллетеней, которые были отправлены по почте. Так что вряд ли мы 3 ноября узнаем окончательный и бесповоротный результат.

— Я думаю, что завтра один из кандидатов признает победу своего оппонента, и тогда все вопросы снимутся автоматически. Есть же такая традиция в Соединенных Штатах.

Полностью интервью с Павлом Шариковым можно послушать на подкасте «Росбалта».