Posted 10 ноября 2020,, 11:57

Published 10 ноября 2020,, 11:57

Modified 30 марта, 13:00

Updated 30 марта, 13:00

У белорусов теперь есть АЭС, а вот счастья так и нет

10 ноября 2020, 11:57
Лукашенко запустил атомную станцию и провозгласил свою страну ядерной державой. Но ожидавшегося пропагандистского эффекта не получилось.

Срок предыдущих полномочий Александра Лукашенко официально истек 5 ноября, а его победу на выборах 9 августа мало кто признал. Оппозиция, разумеется, не преминула напомнить «бацьке», что он отныне — бывший. В свою очередь, власть постаралась заполнить медиапространство имиджевыми событиями, переключить общественное внимание. В частности, попыталась подменить протестную повестку повышением пенсий, а также открытием новой линии метро в Минске и запуском АЭС. Последнее действо по белорусской традиции решили приурочить к «красному дню календаря» — 7 ноября. Благо, Белоруссия — единственная страна в мире, где он остался государственным праздником и выходным днем.

Напомним, Беларусь строит свою первую АЭС рядом с городком Островец в Гродненской области, у самой границы с Литвой (50 км до Вильнюса) и на тектоническом разломе. Атомная станция «Росатомом» возводится за счет российского госкредита по проекту ВВЭР-1200. Она будет состоять из двух энергоблоков общей мощностью 2,4 тыс. МВт и сможет производить 18 млрд кВт⋅ч электроэнергии в год. 7 августа на первом энергоблоке Белорусской АЭС началась загрузка ядерного топлива в реактор, а 11 октября в нем была запущена цепная реакция.

Церемония открытия станции прошла в учебно-тренировочном центре БелАЭС. Чиновники доложили Александру Лукашенко о работах по вводу станции в эксплуатацию и ее интеграции в экономику, перспективах сотрудничества Белоруссии с «Росатомом» в области ядерной энергетики, науки и технологий.

«Все так буднично, как будто метро построили. Исторический момент: страна становится ядерной державой», — сказал Лукашенко, после чего дал разрешение на подъем электрической мощности энергоблока до 400 МВт в соответствии с этапной программой. Это означает, что реактор первого энергоблока работает на мощности 40%. Далее мощность энергоблока будет поэтапно повышаться до проектной — 1190 МВт. Ввод в промышленную эксплуатацию первого энергоблока запланирован на I квартал 2021 года.

Далее, разумеется, состоялся торжественный митинг. На нем, выступая перед коллективом и строителями БелАЭС, Александр Лукашенко заявил, что запуск станции — это шаг в будущее, к обеспечению энергетической безопасности государства: «Здесь, на первом энергоблоке, мы будем производить около 20% от общей потребности страны в электричестве. Столько же нам даст работа второго блока. Дальше — больше. Запуск станции послужит импульсом для привлечения в страну самых передовых технологий. И не только в энергетику. Но и в развитие электротранспорта, создание новых электроемких производств, инновационных направлений в науке и образовании».

На самом деле все, как водится, «немного не так». БелАЭС изначально задумывалась как вариант для производства электроэнергии на экспорт — в Польшу, Литву и Латвию. Но литовцев не устроило, что такой опасный объект (строительство БелАЭС сопровождалось великим множеством ЧП) строится прямо на границе и так близко к Вильнюсу. В итоге в начале сентября страны Прибалтики договорились, что после запуска АЭС в Островце прекратят покупки электроэнергии у Белоруссии. Что и произошло 3 ноября, когда первый энергоблок БелАЭС был включен в объединенную энергосистему страны.

Впрочем, глава Белоруссии не оставляет надежд. Открывая АЭС, он обратился также и к руководству соседних стран. «Я хочу еще раз обратиться к руководству Литвы сегодня с площадки Белорусской АЭС: давайте жить дружно. Давайте будем вместе трудиться. Наши народы когда-то были в одном государстве, нормально жили, да и до сих пор нормально жили. Нет, на ровном месте влезли в наш огород, — сказал Лукашенко. — Ну, хорошо, если вы поняли, что ошиблись, уходите с нашего огорода, давайте вместе будем работать: вы в своем огороде, мы — в своем. Давайте производить электроэнергию, продавать ее, обмениваться электроэнергией. Давайте жить нормально! Мы же соседи, а соседей не выбирают».

Досталось и полякам: «То же самое я хочу сказать и польскому руководству: ничего у вас не получится. Мы не встанем на колени. Мы ответим, и я уже говорил: даже если останемся одни в окружении, мы ответим. Думаю, они это поняли. Давайте работать вместе, мы готовы открыто сотрудничать». Впрочем, после всего, что Лукашенко высказал в адрес Польши и Литвы за последние три месяца, вряд ли он сможет наладить отношения несколькими подобными заявлениями.

Тем более, что и запуск атомной станции оказался «несчастливым». Первая авария на начавшей работу БелАЭС произошла уже на следующий день после торжественного пуска. Первый блок перестал вырабатывать мощность, турбину пришлось остановить по причине выхода из строя трансформаторов. По неофициальной информации — взорвались оказавшиеся бракованными итальянские трансформаторы напряжения (они предназначены для измерения напряжения в силовых электрических цепях). Катастрофы не произошло, однако расследование произошедшего, замена трансформаторов, восстановление схемы выдачи мощности и повторная наладка займет много времени.

Более чем через сутки после инцидента Минэнерго Белоруссии признало проблемы. «В ходе проводимых испытаний, в соответствии с программой данного этапа, выявлена необходимость замены отдельного электротехнического измерительного оборудования. Работы по замене данного оборудования осуществляются согласно технологическому регламенту. В настоящее время на энергоблоке проводятся испытания и работы в соответствии с этапной программой. Все технологические системы функционируют в штатном режиме», — сказано в официальном сообщении. Впрочем, позже было объявлено о временной приостановке работы станции.

Читатели старшего поколения наверняка помнят грустную советскую шутку: «Мы думали, будет у всех радио — и будет счастье. Ну вот, радио у всех есть, а счастья все равно нет». У Лукашенко так получилось с АЭС. Проект декларировался как символ могущества страны и ухода от углеводородной зависимости от России. В некотором роде — как венец правления Лукашенко, который «Принял страну с разваливающимся трактором, а оставил — с атомной электростанцией».

По факту вышло совсем не так. Результат многолетнего строительства АЭС — долг перед РФ на $10 млрд, наглухо испорченные отношения с Литвой, четкие аналогии с Чернобылем внутри страны. К тому же независимые экономисты уже давно «на пальцах» доказали, что после запуска АЭС в Белоруссии электричество не подешевеет, а подорожает.

Не получилось и ожидавшегося пропагандистского эффекта. Лукашенко хотел запустить АЭС перед президентскими выборами, набрать голосов эффектным ходом. Не вышло — российские подрядчики не уложились в сроки. А теперь повестка в Белоруссии совсем другая. После всего, что произошло после 9 августа, Лукашенко популярности уже не добавило бы даже открытие межгалактического космопорта.

Вячеслав Гордиенко