Posted 16 ноября 2020,, 09:25

Published 16 ноября 2020,, 09:25

Modified 1 февраля, 03:05

Updated 1 февраля, 03:05

Для Армении теперь нет врага страшнее России?

16 ноября 2020, 09:25
Надежда Путина на завершение конфликта в Карабахе преждевременна: в Ереване требуют денонсации документа о перемирии, реванша и проклинают Кремль.

В Ереване — массовые беспорядки. Оппозиция и «простые люди» не могут простить премьер-министру Николу Пашиняну подписание заявления о прекращении огня в Карабахе, предусматривающего возврат Азербайджану территорий, оккупированных Арменией, и ввод в конфликтную зону российских миротворческих сил. Они требуют отставки премьера, денонсации документа, подписи под которым поставили также президенты России и Азербайджана.

Тем временем власти заявляют о раскрытии покушения на жизнь Пашиняна и проводят масштабные аресты политических оппонентов, а армяне, массово покидающие конфликтную зону, сжигают свои дома — чтоб не достались врагу. Хор, проклинающих Россию за «предательство союзника», звучит все громче. А гражданская война — все ближе.

Россия — лидер вражеского «рейтинга»

«Надеюсь, мы уже не будем употреблять это словосочетание — нагорно-карабахский конфликт, … скоро перейдем к обсуждению других вопросов», — сказал президент РФ Владимир Путин на совещании по решению гуманитарных вопросов. По его словам, гражданскому населению этого региона, в котором обстрелы и боестолкновения полностью прекращены, потребуется дополнительная помощь. Но, судя по событиям, происходящим сейчас в Армении, заявление российского лидера о «погребении» вышеуказанного словосочетания видится преждевременно оптимистичным — как во внутренней повестке Армении, так и во внешней.

Напомним, официальным форматом урегулирования карабахского конфликта на протяжении почти тридцати лет была Минская группа ОБСЕ (сопредседатели — Россия, США, Франция). Единственное, что ей удалось сделать за это время — удерживать конфликт в относительно замороженном состоянии. Но в конце сентября за Карабах началась настоящая война, и лидеры РФ, АР и РА без участия Минской группы, но под «оком» Турции, «сообразили на троих» — их решение вернуть большую часть земель Азербайджану вступило в силу 10 ноября. По имеющейся официальной информации, российский миротворческий контингент представлен в Карабахе 1 960 военнослужащими, подкреплен 90 бронетранспортерами, 380 единицами автомобильной и специальной техники.

Но в самой Армении многие «позабыли», что ее «главными врагами» являются Азербайджан и Турция, и «почетное» первое место во вражеском рейтинге занимает сейчас Москва — «лжесоюзник и предатель». Об этом открыто говорят и пишут не только в самой Армении, но и за ее пределами.

Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Россия бросила не армян, а все силы для урегулирования конфликта. По ее словам, безопасность, мир и будущее региона и его жителей обеспечиваются сейчас российскими миротворцами. Решение направить их в Карабах она назвала «беспрецедентным». «У меня иногда такое впечатление, что многие не осознают масштаб принятого решения», — сказала она.

По словам Путина, за время военного конфликта в Карабахе погибло более 4 тыс. человек, включая мирное население. Раненых — свыше 8 тыс., количество беженцев исчисляется десятками тысяч. Разрушена гражданская инфраструктура, многие культурные объекты. Возникает вопрос: как можно было остановить эту бойню, и какую еще «существенную поддержку» могла оказать Россия армянской стороне, когда Ереван и Степанакерт не шли ни на какие компромиссы. И тогда Баку, при поддержке Анкары, прибег к реализации военного сценария, который был бы доведен до конца, если б не вмешательство России, не имеющей никаких обязанностей перед непризнанной НКР? Ведь на Армению, с которой Москва связана обязательствами в рамках ОДКБ, никто не нападал, и применить военную силу против Баку она не могла, не говоря уж о том, что явно не жаждала.

Так что распространенное сегодня в Армении утверждение «Путин слил и предал Армению и армян», по меньшей мере, не адекватно. Поступи Россия иначе, через пару месяцев можно было бы вообще не заикаться о таком понятии, как сохранение армянской нации. Заметим также, что введя своих миротворцев в Карабах, Россия, конечно, изменила расклад военно-политических сил в регионе в собственную пользу, но при этом не надо забывать и о том, что она взяла на себя колоссальную ответственность за сохранение мира, и если что-то пойдет не так, все шишки полетят в ее сторону.

Пашинян в тупике

Армянский премьер попал в крайне сложную ситуацию, поскольку от него требуют денонсации трехстороннего документа, подписанного «за спиной народа», и ухода в отставку. В одном из своих интервью он сказал, что документ можно «порвать и выбросить», но каковы будут последствия? Премьер пытается объяснить, что подписанное заявление — не про сдачу земель (хотя по факту так оно и есть, с оговоркой, что земли-то захваченные), а про сохранение территорий и жизни людей. «Степанакерт остался беззащитным, после его взятия пали бы и Аскеран, и Мартакерт. В результате были бы заблокированы 20-30 тысяч армянских солдат, которые находились на передовой. На них бы напали с тыла, и у них не было бы возможности спастись», — говорит он. Но оппоненты к его аргументам глухи.

Вероятно, на какое-то время Пашинян впал в панику: во время массовых беспорядков в Ереване был избит спикер парламента (его оперировали), разгромлено здание законодательного органа, резиденция премьер-министра. Но, несколько придя в себя, он пошел по ложному пути: в Армении начались масштабные задержания оппонентов власти, включая участников карабахских войн. Дело дошло до того, что экс-главу Службы национальной безопасности Артура Ванецяна и командира добровольческого отряда Ашота Минасяна обвинили в попытке узурпации власти, свержении конституционного строя и убийства Пашиняна. На защиту последнего встали ветераны карабахской войны. Они скандируют: «Никол — предатель», требуют привлечения премьера к ответственности «по законам военного времени». Впрочем, сегодня он признал: «Конечно, я понимаю, что главным ответственным за данную ситуацию являюсь я».

Репрессивная машина партии власти работает сейчас на всю мощь, но это вряд ли поможет революционеру Пашиняну удержаться во главе государства: слишком силен протестный заряд в армянском обществе. А также неоспоримость практики, в соответствии с которой революция пожирает своих детей. «Дети» эти, кстати, потихоньку стали покидать команду родителя-премьера.

Гражданская война уже на пороге

Самое худшее, что может случиться сейчас в Армении — это гражданская война. Налицо все ее признаки. Пашиняна, который еще недавно популистски провозгласил «Арцах — это Армения. И точка», но вынужденный отказаться от своих воинственных амбиций, может сменить уж вовсе неуправляемый «ястреб». Строго говоря, он должен был подать в отставку сразу после подписания трехстороннего заявления, зная, какое негодование сей акт вызовет в Армении, и как на него отреагируют в Европе — особенно во Франции, а также в определенных кругах США. И это понятно: «коллективный Запад» имеет свои геополитические счеты с Москвой и Анкарой, в том числе, в контексте усиления их влияния на Южном Кавказе. Но инерция власти — недуг тяжелый, и Пашинян не ушел.

С другой стороны, и это входит в интересы Москвы, Баку и Анкары, он не отрицает, что Россия выполнила перед Арменией свои обязательства, и трехсторонний договор был абсолютно легитимным. В таком случае, именно ему нести ответственность за его выполнение. Ну, а потом можно и попрощаться — если, конечно, армяне дадут ему такую возможность.

Тут бы сыграть балансирующую роль президенту Армену Саркисяну, но, судя по его прямой речи, процесс урегулирования карабахского конфликта не завершен, и его следует вернуть в переговорное русло в рамках Минской группы ОБСЕ. Последней, говоря прямо, дана была отставка: ее ненадобность на данном этапе очевидна. Но она — в перспективе — может стать формально востребованной, когда речь пойдет о статусе непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Похоже на то, что президент Армении, являющийся, своего рода, «зицпредседателем», и не имеющий, в отличие от премьера, широких властных полномочий, уповает на поддержку своей страны Францией и США. А к трехстороннему документу относится несколько легковесно.

Возможно, это всего лишь поза, но она подливает масла в огонь. «Видение урегулирования проблемы в следующем: вернуться к переговорам по Арцаху (Нагорный Карабах)», — сказал Саркисян. Ведь мандат на решение вопроса, подчеркнул он, был дан именно Минской группе ОБСЕ.

Сегодня в Армении, несмотря на практически полный разгром ее армии, сильны реваншистские настроения, и почти не пробиваются ростки понимания того, что ей надо успокоиться, принять имеющуюся данность и заняться созидательной деятельностью. Ведь проблем у республики было по горло, а сейчас, с поражением в войне и потоком беженцев, их стало в разы больше. Усугубились они и тем, что на ее территории сосредоточено большое количество оружия добровольцев и ополченцев. Когда и в каких целях оно стрельнет, превратив Армению в территорию внутреннего терроризма? Это при том, что сегодня, как никогда прежде, дорога жизнь каждого человека этой малочисленной страны.

Ирина Джорбенадзе