Posted 20 ноября 2020,, 21:11

Published 20 ноября 2020,, 21:11

Modified 30 марта, 12:55

Updated 30 марта, 12:55

В рисунках да Винчи нашли много бактерий и ДНК человека

20 ноября 2020, 21:11

Ученые обнаружили неожиданное разнообразие бактерий, грибов и ДНК человека в рисунках Леонардо да Винчи. Исследование проводили сотрудники Университета природных ресурсов и наук о жизни в Вене и Центрального института патологии архивов и книг в Риме.

Как сообщает РИА «Новости», для изучения микробиома семи рисунков да Винчи был использован инновационный геномный подход Nanopore, сочетающий метод секвенирования третьего поколения с протоколом амплификации генома (WGA).

Это первое полногеномное исследование произведений да Винчи, но не первое использование подобного подхода в области искусства. В прошлом году эта же группа ученых определила условия хранения и возможное географическое происхождение трех реквизированных у контрабандистов статуй. В этом году анализ микробиома тысячелетних пергаментов позволил выяснить происхождение шкур для их изготовления.

В рисунках да Винчи, несмотря на отсутствие видимых повреждений бумаги, было найдено много бактерий. Они преобладали над грибами, хотя раньше считалось, что на бумажных носителях доминируют грибы, способствующие постепенному разрушению рисунков. Поэтому меры, направленные на сохранение произведений, были в основном направлены против грибов.

Ученые думают, что значительная доля этих бактерий, типичных для микробиома человека, была оставлена на рисунках да Винчи во время реставраций, а бактерии из микробиома насекомых, скорее всего, занесены вместе с экскрементами мух.

Также в рисунках было найдено большое количество ДНК человека, хотя и нет никаких оснований утверждать, что это ДНК художника. Скорее всего, эти следы также оставили реставраторы.

Кроме того, удалось установить географическую корреляцию как бактериального, так и грибного сообществ. Их анализ указывает на то, что рисунки долго были в Турине и в Риме.

Авторы считают, что с помощью разработанного ими метода можно создавать биологические «отпечатки пальцев» шедевров искусства, что не только позволит узнать много нового об истории их создания и хранения, но и обеспечит им дополнительную защиту.