Posted 27 ноября 2020,, 13:15

Published 27 ноября 2020,, 13:15

Modified 1 февраля, 03:13

Updated 1 февраля, 03:13

Немного Лаврова в горячий «белорусский суп»

27 ноября 2020, 13:15
Глава МИД РФ побывал в Минске. Формальная цель визита — «расширить и углубить» сотрудничество. О цели реальной можно лишь догадываться.

Глава МИД России прибыл в Белоруссию, чтобы принять участие в совместном заседании коллегии внешнеполитических ведомств двух стран. Если судить по сообщениям информагентств, Сергей Лавров провел в Минске совершенно обыденные встречи и переговоры. Встретился с Лукашенко и услышал от белорусского «президента с сомнительной легитимностью» такую тираду: «Надо, может быть, не о какой-то перезагрузке говорить, но об усилении, интенсификации наших отношений. … Мы бы хотели иметь не просто добрососедские отношения, мы соседи, мы хотели бы иметь очень близкие, братские отношения с Российской Федерацией».

В свою очередь, Лавров передал Лукашенко привет от Владимира Путина и подтвердил, что прежние договоренности остаются в силе: «Можно это по-разному называть, но у нас та же самая цель: продвигаться к взаимной выгоде наших народов, наших стран и нашего Союзного государства. Вы выступили с целым рядом инициатив, которые, я считаю, очень важны для белорусского общества. Как президент Путин не раз подчеркивал: мы заинтересованы в том, чтобы эти инициативы состоялись. Если что-то можем сделать в их поддержку, мы всегда открыты для этого».

На совместном же заседании коллегий МИД, по официальной версии, обсуждалась обычная дипломатическая «жвачка». В пресс-релизе сказано: «Участники обсудили актуальные вопросы белорусско-российского сотрудничества, расширения взаимной поддержки на международных площадках, обменялись оценками состояния глобальной и региональной безопасности».

Пресс-конференция оказалась более содержательной. Глава белорусского МИД Владимир Макей сказал, например, о взаимодействии с Советом Европы: «Мы заинтересованы сотрудничать с этой организацией. Но если дело пойдет дальше таким образом, что Совет Европы будет без согласования с Беларусью принимать какие-то решения о программах сотрудничества с нашей страной, то мы просто прекратим любое взаимодействие с этой организацией».

Ну а Сергей Лавров говорил о больном, то есть о «майдане»: «Продолжают использовать грязные методы так называемых цветных революций, включая манипулирование общественным мнением, создание и поддержку откровенно антиправительственных сил, содействие их радикализации. И мы видим, насколько эти методы применяются по отношению к Республике Беларусь». Также он категорически отверг намеки на то, что Москва сотрудничает с белорусской оппозицией, но упомянул заинтересованность РФ в конституционной реформе в Белоруссии.

В общем, ничего «выходящего за рамки», и если бы не общий контекст «белорусского восстания», на фоне которого проходил визит, то и писать бы был не о чем. Но когда на центральных улицах столицы Белоруссии бронетранспортеров больше, чем легковушек, визит главы МИД РФ обретает особый смысл. Но какой именно?

Во-первых, стоит обратить внимание на то, что ему предшествовала массированная информатака прокремлевских СМИ на самостоятельную белорусскую внешнюю политику. С главным посылом: вот, Лукашенко нас не слушал, не верил, что Запад — враг, даже в Военной доктрине не прописал угрозу от НАТО, а теперь огребает от Польши-Литвы-Украины и прочих «жидомасонов с рептилоидами» по полной. Доигрался в свою «многовекторность внешней политики».

Далее шли разной степени завуалированности требования к Минску отказаться от суверенитета в заграничных делах. Аргументы в пользу этого: мол, Белоруссия, даже при желании, не в состоянии строить самостоятельную внешнюю политику, зато это способен делать Кремль, которому Лукашенко, кстати, обязан отплатить за помощь в трудную минуту.

Но это общий информационный фон. В среде протестующих белорусов говорят о другом: дескать, Москва пытается взять в свои руки конституционную реформу и транзит власти в Белоруссии. С тем, чтобы уже в марте 2021-го Лукашенко покинул свой пост под гарантии безопасности, а в стране прошли внеочередные выборы, в которых смогут свободно принимать участие пророссийские партии и политики. И якобы Лавров приехал, чтобы лично напомнить «Бацьке» про необходимость придерживаться такого сценария.

О чем-то подобном, впрочем, говорят и в Москве. Накануне визита заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин в интервью ТАСС не исключил, что Лавров в ходе визита заострит внимание именно на необходимости проведения конституционной реформы. «Представители России не раз подчеркивали, что в первую очередь необходимо выполнять то, что обещано: проводить конституционную реформу и досрочные выборы, — сказал Жарихин. — Все от Лукашенко этого и ждут, значительная часть белорусского населения и, собственно, российское руководство тоже считают, что без этого не обойтись».

Еще один интересный момент: полное отсутствие какой-либо интеграционной риторики. Минск и Москва даже не вспоминают о прогрессе в создании Союзного государства. Хотя еще недавно многие в Белоруссии опасались, что Кремль воспользуется нынешней уязвимостью Лукашенко, чтобы навязать ему ускоренную «интеграцию до степени слияния». Однако сейчас все выглядит так, будто Москва решила обсуждать интеграционный вопрос уже с новым руководством своего западного союзника.

Тем временем действия Запада все более ограничивают Александру Лукашенко пространство для маневра. Накануне Европарламент принял резолюцию в связи с недавним убийством силовиками одного из участников протестов — Романа Бондаренко. Депутаты Европарламента призвали заморозить все средства ЕС, предназначенные для официального Минска, до проведения свободных президентских выборов в стране.

В резолюции депутаты Европарламента также призвали освободить врача Артема Сорокина и журналистку Катерину Борисевич, расследовавших обстоятельства гибели Бондаренко, страны-члены ЕС — предоставлять убежище политическим эмигрантам из Белоруссии, ввести общеевропейский запрет на поставки энергии с БелАЭС, снизить уровень дипломатических отношений с Минском и не признавать прошедшие президентские выборы.

Не то чтобы перечисленные меры (к тому же пока это лишь «хотелка» евродепутатов) могли сильно навредить режиму Лукашенко — «Бацьке» не привыкать жить под западными санкциями, а экономика Белоруссии с европейской связана довольно слабо. Однако подобные резолюции — выражение позиции «коллективного Запада», который, скорее всего, не повторит свою ошибку 2015 года и не поведется на заверения начальника Белоруссии в духе: «Все, я теперь хороший, я теперь демократ, а все насилие было мне нужно, чтобы нас Россия не загребла».

Европейцы больше не поверят, американцы — тоже (Светлану Тихановскую уже пригласили на встречу с Джо Байденом), китайцам конфликтующий с ЕС Минск не интересен, остается одно направление — российское. И по этому направлению Москва давит все сильнее, используя ситуацию для того, чтобы сделать строптивого союзника максимально сговорчивым.

Однако покойный Сергей Доренко не зря называл Александра Лукашенко «политическим животным», намекая на его крайне развитое политическое чутье и хитрость. «Бацька» уже более 26 лет выкручивается из самых сложных передряг, неизменно добиваясь своего — поддержки Кремля. Закончится ли эта затянувшаяся одиссея после визита в Минск Сергея Лаврова? Вряд ли.

Вячеслав Гордиенко