Posted 1 декабря 2020,, 15:00

Published 1 декабря 2020,, 15:00

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Украине напрасно опять пророчат «гибель»

1 декабря 2020, 15:00
МВФ не перечислит Киеву очередной транш, из-за ковида упали налоговые доходы — так что затыкать дыры нечем. Но в РФ могут не радоваться: страна-соседка выплывет.

Бывшего министра экономики Украины Тимофея Милованова 22 ноября назначили советником главы офиса президента. Такое впечатление, что только для того, чтобы уже на следующий день его устами сделать громкое заявление. В эфире одного из ведущих украинских телеканалов он сказал, что до конца текущего года транш макрофинансовой помощи от Международного валютного фонда (МВФ) Украина не получит: «Это нереально. … Физически и календарно мы не успеваем. Транша в этом году не будет».

Это было то самое, что боялись сказать вслух и президент Владимир Зеленский, и премьер-министр Денис Шмыгаль. А это означает куда больше, чем недополучение пары миллиардов долларов. Если не будет кредита от фонда, то не будет и другой финансовой помощи Украине — ведь большинство международных финансовых институтов ориентируются на решения МВФ и следуют в русле его политики.

А ведь все было так хорошо: совет директоров МВФ еще в июне в рамках соглашения Stand-by одобрил предоставление Украине $5 млрд сроком на 18 месяцев. И первый транш на $2,1 млрд был получен практически сразу. Второй должны были выделить ближе к концу года, после того, как Киев посетила бы специальная оценочная миссия. Однако в конце октября очень некстати вспыхнул грандиозный внутриполитический скандал: Конституционный суд Украины с подачи «пророссийских» политиков и депутатов неожиданно фактически уничтожил очень важный элемент выстроенной при Порошенко системы борьбы с коррупцией, постановив отменить наказание для чиновников за ложь в электронных декларациях. А ведь это была на самом деле эффективная мера, она же — залог хороших отношений с Западом.

В МВФ сразу заявили, что теперь «антикоррупционные устремления» украинских властей оказались под сомнением. Сам же Зеленский оказался в очень неудобной позе: ему, получается, надо или нарушать Конституцию (идти против решения КС), или признать, что борьба с коррупцией провалена. Его главная ошибка — старание угодить одновременно и пророссийским, и прозападным силам, а по факту — просто неготовность к такого рода кризисам из-за нехватки опыта госуправления.

19 ноября украинский президент встретился с послами стран G7 и заверил их, что «вернуть все назад» планируется до конца года. Днем ранее Зеленский сказал главе МВФ, что Украина «выполнила все структурные маяки» в рамках программы сотрудничества. В ответ, правда, услышал «настоятельные рекомендации» не покладая рук бороться с коррупцией — а там видно будет. «Там» — это уже в первом полугодии 2021-го.

Еще одно требование от МВФ — принять госбюджет в срок — также не выполняется. Тем временем острая нехватка денег уже сказывается на жизни страны. Бюджет, и без того дефицитный, уже не соблюдается — об этом журналистам рассказал экс-замминистра экономики Павел Кухта. Он констатировал, что сейчас управление государственными финансами ведется практически в ручном режиме или в режиме картотеки: «До ночи сводят поступления, на утро формируют пул расходов, которые будут профинансированы, все остальное откладывают». По его же словам, у казначейства имеется целая гора неоплаченных финансовых обязательств, причем даже по защищенным расходам (то есть тем, которые нельзя урезать).

Немногим позднее Государственная казначейская служба подтвердила остановку финансирования всех незащищенных расходов — это означает, что государство отказывается от финансирования трат на ремонты, реконструкцию, строительство и т. п. А позднее еще и министр финансов Сергей Марченко подтвердил информацию о том, что Государственное казначейство приостановило финансирование некоторых бюджетных расходов и программ в конце 2020 года. По его словам, значительная сумма денег из доходной части пока не поступила — речь о более чем $3 млрд, которые были заложены в бюджете.

Итак, оперативно договориться с МВФ не получается, а дыры в бюджете надо затыкать прямо сейчас. Значит, нужно смотреть на другие источники. Например, США. Но в отношениях с Вашингтоном пока все непросто. Дональд Трамп сдался и запустил формальную процедуру передачи власти, а Джо Байден анонсировал назначения в будущей администрации, так что теперь там будет длительный переходный период, в который никто серьезных решений по Украине принимать не будет. Остается одна возможность: попробовать быстро выпустить еврооблигации. Однако при той бюджетно-финансовой ситуации, в которой сейчас оказалась Украина, привлеченные таким образом деньги обойдутся ей слишком дорого.

Второй выход — просто напечатать недостающие деньги. Но тут дело упирается в реальную независимость Нацбанка Украины, который выступает категорически против. И, что интересно, в этом вопросе он напрямую апеллирует к позиции МВФ, напоминая, что если включить «печатный станок», тогда придется надолго забыть про сотрудничество с фондом.

Многие прокремлевские эксперты и аналитики рассчитывали (и делают это каждый год), что если Украина окажется в такого рода «сложном финансовом положении», то у нее просто не останется иного выбора, кроме как начать быстрое улучшение отношений с Россией — просто чтобы потом попросить у нее денег. Однако они не учитывают, что Украина уже седьмой год живет в состоянии войны с «российскими агрессорами», причем в самой стране это словосочетание воспринимается без кавычек. Переломить такое отношение за месяц-другой — нереально, украинцы, скорее, как было в 2014-м, будут собирать последние копейки на патроны, но не пойдут на поклон к Москве.

Так что в России могут особенно не радоваться. Да и Украина, конечно же, переживет очередное ЧП. И «спасет» ее, как ни странно, то, что от 40 до 50% ее экономики находится в тени — то есть вне влияния государства с его постоянными «косяками». Вот только, к сожалению, затянуть пояс все равно придется, да и уроки из этой истории властью извлечены тоже не будут.

Кирилл Карасев, Киев