Posted 9 декабря 2020,, 07:05

Published 9 декабря 2020,, 07:05

Modified 30 марта, 12:47

Updated 30 марта, 12:47

Тихановская «отключит» Лукашенко от SWIFT?

9 декабря 2020, 07:05
Белорусская оппозиция ради победы над режимом готова даже пошатнуть экономику страны. Но пока не до конца уверена, стоит ли это делать.

Прошлая неделя оказалась очень насыщенной в плане инициатив, имеющих отношение к будущему как Белоруссии, так и всего региона. Светлана Тихановская, незадолго до того вошедшая в Топ-100 самых влиятельных женщин года по версии ВВС, неожиданно заявила о готовности возглавить республику в переходный период — между уходом Александра Лукашенко и проведением новых, уже свободных выборов.

Одновременно офис Тихановской инициировал опрос самих белорусов по поводу отключения банков страны от международной системы SWIFT. Дело в том, что ее штаб активно работает над разными видами экономического давления на Лукашенко. Данное отключение рассматривается как мера, которая способна обрушить экономику режима, но понятно, что она негативно повлияет и на очень многих рядовых белорусов.

Вопрос был поставлен достаточно корректно: «Готовы ли вы на очень существенное ухудшение своего благосостояния в обмен на очень серьезное экономическое воздействие на „семью“ Лукашенко?» Это на несколько дней стало важной темой, обсуждавшейся белорусами в стране и за рубежом. Офис Тихановской постарался, чтобы каждый гражданин получил исчерпывающую информацию о плюсах и минусах отключения SWIFT, а также смог высказать свое мнение на этот счет. Результат — 64,08% проголосовало за отключение, всего проголосовавших — 406 тыс. (очень много по белорусским меркам).

Что за SWIFT такой?

SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) — международная организация, управляющая крупнейшей межбанковской системой обмена информацией. Основные ее ресурсы включают информационную платформу, компьютеризованную систему кодирования и систему финансовых стандартов.

Важно понимать: к SWIFT подключается не то или иное государство, а конкретные банки, для быстрого и безопасного проведения платежей между ними. Система объединяет около 11 тыс. финансовых организаций в более чем 200 странах. В каждой есть местная администрация, которая занимается сбором и обработкой данных, осуществляет транзакции и клиринговую деятельность международных банков. Центры SWIFT обмениваются информацией в режиме реального времени.

Хотя на SWIFT завязана вся мировая банковская система, это частная акционерная компания. Поскольку она зарегистрирована в Бельгии, то обязана выполнять требования законодательства ЕС и решения Совета Евросоюза. Но при этом на ее деятельность сильно влияют США, которым европейские «сражения за демократию», в общем, важны постольку постольку. Единственный случай отключения от SWIFT произошел в марте 2012 года с Ираном в рамках международных санкций. Причем это решение было принято именно под американским давлением.

Борьба с тиранией или предательство?

После вынесения в повестку дня вопроса об отключении белорусских банков от SWIFT Светлану Тихановскую многие обвинили в готовности разрушать свою же страну ради призрачной возможности навредить супостату.

Здесь первый вопрос — масштаб воздействия. Если отключить от SWIFT все белорусские банки, страна фактически окажется в финансовой изоляции. Исчезнет возможность быстрого перевода средств между правительственными органами, предприятиями и банками. Но вряд ли отключение будет всеобщим — более вероятен вариант, при котором от SWIFT отключат только «системообразующие» госбанки. Это будет очень болезненный удар для государственного сектора, поскольку именно в этих банках обслуживается большинство госпредприятий, включая крупнейших экспортеров страны.

Внутри Белоруссии ущерб будет меньше, так как расчеты белорусских банков между собой идут частью через SWIFT, частью — через корреспондентские счета Нацбанка, так что внутренние независимые платежи можно наладить довольно быстро. Соответственно, не пострадают выплаты пенсий, пособий и зарплат.

Но обрушится белорусский рубль, так как отключение резко ограничит и замедлит расчеты со странами зарубежья в долларах, евро и других валютах. А белорусская экономика очень зависима от экспорта. Также перестанут работать карточки Visa и Mastercard, т. к. они завязаны на клиринг через международные платежные системы, которые работают именно через SWIFT. Причем это касается и расчетов в белорусских рублях на территории страны. Наконец, если SWIFT отключат, можно будет закрывать многие IT-компании работающие в Белоруссии на западных заказчиков.

Что интересно, «отключение» банков Белоруссии будет выгодно России. Во-первых, сохранятся расчеты с предприятиями РФ в российских рублях, потому что там могут применяться другие платежные системы. Например, можно достаточно быстро договориться о расчетах через систему Центробанка РФ (СПФС), созданную в 2014 году. Тогда в мире активно обсуждалась возможность отключения России от SWIFT — в рамках санкций за «аннексию Крыма» и «агрессию против Украины». И РФ поспешила создать собственную «страховочную» систему расчетов между банками. Также Белоруссию могут подключить к российской платежной системе «Мир».

Во-вторых, обратный эффект инициативы Тихановской — резкое усиление зависимости белорусской экономики от российской. Вот есть предприятие-экспортер тракторов или калийной соли. И работать напрямую с зарубежными покупателями оно больше не может — не проходят платежи, но с РФ можно. Как поступит предприятие? Правильно, откроет юрлицо в Москве и будет торговать через него, через российскую юрисдикцию. С импортом в Белоруссию будет еще хуже — он полностью пойдет через российские торговые компании.

Чего ждать?

Предложение нанести удар по режиму Лукашенко, подтолкнув Запад к отключению банков Белоруссии от системы SWIFT, вызвало как некоторый энтузиазм среди сторонников перемен, так и достаточно серьезные опасения. Бить по собственному кошельку без гарантии «свержения тирана» хотят далеко не все.

Скорее всего, все это так и останется громким заявлением. Само обсуждение вопроса отключения от SWIFT уже создало дополнительные риски, которые негативно отразились на деловой репутации Белоруссии и ее банков. А заодно это стало инструментом серьезного давления на власть и на существующий благодаря хорошим отношениям с ней крупный белорусский бизнес.

Кстати, сама власть на «предательство» Тихановской пока вообще никак не отреагировала. В отличие от Александра Лукашенко, ополчившегося на «банду Баха», отлучившую его от Олимпиад.

Вячеслав Гордиенко