Posted 11 января 2021,, 17:06

Published 11 января 2021,, 17:06

Modified 5 февраля, 07:06

Updated 5 февраля, 07:06

Москва нащупала в Карабахе статус

11 января 2021, 17:06
Путин усадил лидеров Армении и Азербайджана за один стол, но выиграла от этого опять главным образом Россия.

В Кремле прошли первые послевоенные армяно-азербайджанские переговоры. Ильхам Алиев и Никол Пашинян даже поздоровались издали, хотя пожимать друг другу руки не стали. Это неудивительно — после тысяч погибших в войне, которая изменила баланс сил в регионе, но не привела к однозначному решению конфликта в чью-либо пользу.

Что бы ни думали про себя прагматичные лидеры Армении и Азербайджана, направляясь в Москву они осознавали, что их обоих там будут принуждать к уступкам. И если не в пользу недавнего противника, то уж точно в пользу России и ее интересов на Южном Кавказе.

Свои желания Владимир Путин достаточно откровенно обозначил еще в самом начале встречи. Москва хотела бы открытия границ и восстановления транспортных коридоров в регионе. Это следует понимать не только как сохранение Лачинского коридора, связывающего Армению и самопровозглашенный Нагорный Карабах. Речь, конечно, и о создании коридора из основной территории Азербайджана в Нахичевань, а значит и в Турцию, через южную Армению.

Но главный интерес России — это восстановление железнодорожного сообщения с Арменией (желательно тоже экстерриториального) через Грузию и признанную Россией независимым государством Абхазию. Скорее всего, именно поэтому Владимир Путин говорил туманно о «регионе», а не конкретных странах.

Восстановить сообщение по земле с Ереваном Москва хочет уже три десятка лет, но раз за разом договоренности срывались из-за позиции Тбилиси. После войны с Грузией в 2008 году и признания Россией Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами, проблема, казалось, окончательно зашла в тупик. Теперь, очевидно, Владимир Путин пытается использовать ситуацию и возобновить переговоры на эту тему. Причем, возможно, с участием Анкары, которая могла бы здесь прийти на подмогу в качестве благодарности за российскую поддержку плана открытия транспортного коридора из Турции через Нахичевань в Азербайджан.

Правда, в предварявшем переговоры выступлении российского президента о турках не было сказано ни слова. Даже совместный российско-турецкий центр по мониторингу ситуации фактически не был упомянут. Создавалось впечатление, что Москва — единственный внешний игрок в давнем споре Армении и Азербайджана. При этом Путин не забыл напомнить о тесном контакте Кремля по карабахскому вопросу с западными посредниками мирного урегулирования в лице так называемой Минской группы, где, вместе с Россией, председательствуют Франция и США. Есть там и Турция, но как рядовой участник — наравне с такими странами, как Белоруссия и Финляндия.

С дипломатического языка на общепонятный слова российского лидера можно перевести как указание на необходимость и для Армении, и, главное, для Азербайджана не забывать, что главным игроком в регионе остается Россия. Сразу после войны многие говорили, что Москва фактически потеряла свое влияние, уступив его (по крайней мере, в Азербайджане) Турции. И теперь Путин пытается всех убедить, что ничего не изменилось.

В то же время, российский лидер явно предлагает сторонам придать более высокий и, возможно, постоянный статус российскому миротворческому контингенту, четко закрепить за ним «подмандатную территорию». В договоре, а не в заявлении, и карте, а не на словах, определить зоны его ответственности.

Можно предположить, что Москва также уже предложила закрепить статус миротворческого контингента через ООН или хотя бы ОБСЕ. При непротивлении обеих сторон, а равно и Минской группы, это скорее всего, сделать будет не так сложно. А там уже запустится бюрократическая процедура и продление сроков пребывания российских военных в регионе станет просто формальностью. То есть, это будет не временная, а фактически постоянная группа российских войск. Про ограничение срока пятью годами, закрепленное в соглашении от 9 ноября, можно будет забыть.

Впрочем, никто не предполагал, что обо всем этом удастся договориться за один день в Москве. Поэтому неудивительно, что по итогам этой встречи было подписано лишь очередное рамочное соглашение о развитии Нагорного Карабаха. Ильхам Алиев, правда, демонстрировал на итоговой пресс-конференции скорее удовлетворение, тогда как армянский премьер Никол Пашинян хмуро сообщил, что не решены ни проблема военнопленных, ни, тем более, вопрос статуса Нагорного Карабаха.

Впрочем, возможно, уже вскоре мы узнаем еще что-то интересное. Но уже после того как лидеры двух стран вернутся в свои столицы и донесут до подчиненных, о чем же реально удалось договориться в Москве и на какие уступки пришлось пойти. Ну а обнародуют все это они после того, как придумают, под каким соусом это подать своим согражданам. Особенно это важно для Пашиняна, которого многие армяне после подписания соглашения 9 ноября обвиняют в предательстве национальных интересов.

Иван Преображенский