Posted 27 января 2021,, 16:07

Published 27 января 2021,, 16:07

Modified 30 марта, 12:28

Updated 30 марта, 12:28

«В любой момент может что-то случиться»

27 января 2021, 16:07
Оценка продления СНВ-3 как победы Путина в Госдуме шла об руку с обвинениями США в коварстве и намерениях разместить новое оружие в Грузии и Украине.

В Госдуме назвали «дипломатической победой» пролонгацию Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3) еще на один пятилетний срок — до 2026 года. «Мир стоял на пороге развертывания ядерной гонки вооружений. И наш президент сделал все, чтобы это соглашение было продлено», — заявил в среду спикер Госдумы Вячеслав Володин, предваряя ратификацию этого договора обеими палатами парламента.

Договор был подписан Россией и США в 2010 году и, помимо всего прочего, устанавливает предельные размеры как развернутых на носителях, так и хранящихся на складах ядерных боезарядов, а также количество этих носителей. Положения документа распространяются на существующие типы тяжелых бомбардировщиков, межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, а также пусковые установки.

Известно, что администрация предшественника Джо Байдена на посту американского президента всячески увиливала от продления договора, заявляя, что он не соответствует американским интересам. «Во времена Трампа посыпались все договоры — и договор по ПРО, и договор по обычным вооружениям, и договор по открытому небу, РСМД. Вся система договоров распалась за исключением одного — ДСНВ», — напомнил в ходе обсуждения соглашения в Госдуме руководитель депутатской группы по связям с Конгрессом США Вячеслав Никонов.

Команда Трампа хотела вписать в договор, в частности требования по ограничению новых вооружений — «Кинжал», «Авангард» и «Посейдон», но Москва сумела убедить Вашингтон в необходимости отдельного соглашения. Администрация Байдена, напротив, согласилась на автоматическую пролонгацию. Там даже не стали настаивать на включении в СНВ-3 Китая, чего также добивался Трамп. Вместе с тем, как заявил позже замглавы МИД РФ Сергей Рябков, действие продленного ДСНВ все же будет распространяться на российскую гиперзвуковую систему «Авангард», поскольку она сейчас ставится на боевое дежурство на носителях существующего типа.

С учетом высокого градуса напряженности в российско-американских отношениях депутаты не могли понять, в чем здесь подвох и почему США так легко согласились на продление договора без каких-либо дополнительных условий. Никонов объяснил сговорчивость американцев тем, что Байден относится к ДСНВ как к «наследию» еще одного экс-президента США Барака Обамы, с которым он вместе работал. «Но я уверен, что даже администрация Трампа, если бы она сохранилась, была заинтересована в продлении договора, потому что Соединенные Штаты — это сейчас слабеющая сверхдержава, для которой важно действительно поддержание своего решающего положения в мире», — заявил Никонов.

По его словам, американцы сейчас не в состоянии сократить «наше качественное превосходство и поддерживать гонку вооружений». «У них военные базы в 129 странах мира, у них нет денег на решающую гонку вооружений. Кроме того, США заинтересованы в вовлечении КНР в процесс ограничения вооружений, а если ДСНВ умрет, Китай никогда в будущем не будет участником никаких соглашений по контролю над вооружениями», — предположил Никонов.

В свою очередь, представлявший депутатам проект соглашения Сергей Рябков заявил, что продление договора отвечает и российским интересам. «Договор выработан на строго паритетной основе и не ограничивает нашего права самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических вооружений, модернизировать их или создавать новые типы», — сказал замглавы МИД.

Представители Минобороны не пришли на ратификацию соглашения в Госдуму, Рябков же не смог толком ответить на специфические вопросы депутатов в области вооружений. Тем не менее, он заверил, что Россия продолжит «предметный диалог» с американцами. Речь идет, в том числе о выработке так называемого «уравнения безопасности», которое предполагает включение в стратегическую повестку дня всех видов наступательного и оборонительного вооружения — как ядерных, так и неядерных, способных решать стратегические задачи.

«Мы десять лет уговаривали американцев, на чем основывается ваша уверенность, что в ближайшее пять лет будет построен нормальный диалог?», — не поверил глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. «Исходим из того, что формируемая команда Байдена в принципе более склонна к ведению ответственных и серьезных переговоров, чем команда Трампа, но гарантий никаких нет», — честно признался в ответ Рябков. При этом он пообещал депутатам, что любые будущие доверенности с США будут возможны «только на паритетной основе». «Односторонние уступки со стороны России исключены», — подчеркнул замглавы МИД.

«Не получится ли так, что, продлевая договор, мы можем нанести ущерб собственной обороноспособности, в то время как американцы будут разрабатывать новые виды вооружений, не учитываемые в договорах, и привлекать на свою сторону новых союзников?», — продолжал сомневаться либерал-демократ Антон Морозов.

Коммунист Олег Смолин предположил, что гонка вооружений теперь развернется в новых технологических областях, которые не регулируются договором. А лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что «Америка, по сути, объявила нам войну — санкционную, экономическую, технологическую». «Надо жестко заявить американцам, что мы не допустим размещения новых систем ни в Восточной Европе, ни на Украине, ни в Грузии», — призвал Зюганов.

В ЛДПР признались, что проголосуют за ратификацию «скрепя сердце». «Отношения между нашими странами такие хлипкие, что в любой момент может что-то случиться, и это будет хуже, чем не ратификация договора», — аргументировал свою позицию лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Да, надо показать американцам, что мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути», — завершил дискуссию лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

Елена Земскова