Posted 2 февраля 2021,, 19:14

Published 2 февраля 2021,, 19:14

Modified 30 марта, 12:26

Updated 30 марта, 12:26

В ближайшие сутки Запад будет решать, как теперь разговаривать с Кремлем

2 февраля 2021, 19:14
Приговор Навальному серьезно повлияет на отношения России с остальным миром, полагает эксперт Александр Шумилин.

Бывший кандидат в президенты США от Республиканской партии, сенатор Митт Ромни уже пообещал внести законопроект о персональных санкциях в отношении тех, кто ответственен за приговор Навальному.

А ведь буквально несколькими часами ранее появились обнадеживающие Кремль сигналы со стороны команды вступившего в должность президента США Джо Байдена. В частности, о том, что Вашингтон готов пойти на сделку с Берлином и Москвой чтобы отменить санкции против газопровода «Северный поток-2». Однако после приговора Навальному отношения России с Западом вновь оказалась на развилке.

Попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие событий обозреватель «Росбалта» попросил американиста, главного научного сотрудника отдела европейской безопасности Института Европы РАН Александра Шумилина.

— На ваш взгляд, Байден в принципе готов пойти на улучшение отношений с Москвой?

— Я не ожидаю этого, поскольку в окружении Байдена идея «перезагрузки» отношений с Москвой, выдвинутая во времена Барака Обамы той же командой, которая и сейчас составляет окружение нового президента, отвергается. Эта команда сейчас несколько изменилась, но и те, кто были в ней во времена Обамы, получили негативный опыт отношений с Россией.

Если суммировать предварительные высказывания Байдена и членов его команды, то становится более-менее понятно, что ожидать существенного сближения Америки с Россией не приходится. Скорее, можно рассуждать сейчас в обратном направлении. А именно, как далеко Байден может отойти от идеи взаимодействия с Москвой. Однако в политике многое определяется конкретными действиями, энергетикой политических решений.

— Как раз хотел спросить вас об энергетике. Российские СМИ сейчас дают утечки со ссылкой на некоторые европейские медиа, в частности, на немецкую деловую газету Handelsblatt, в которой сообщается, что Байден может пойти на ослабление антироссийских санкций. Например, тех, что приняла под занавес своего правления команда Дональда Трампа в отношении российского газопровода «Северный поток-2». Пишут, что это может стать возможным в случае, если Америка «получит гарантии, что Россия не будет использовать газопровод против Украины и других стран Восточной Европы». На ваш взгляд, такая сделка реальна?

— До конца такой вариант отвергать нельзя. Байден не хотел бы доводить отношения с Германией до такого же состояния, в какое они пришли при Трампе, который рубил просто наотмашь. Здесь может работать такая логика, что, несмотря на схожесть позиций Байдена и Трампа по «Северному потоку-2», смена первых лиц в Белом доме должна отразиться на отношениях Вашингтона и Берлина в плане их восстановления и улучшения.

— В то же время очевидно, что уступка Вашингтона Берлину по вопросу «Северного потока-2», неизбежно будет означать уступку Москве за счет Украины. А что до гарантий Кремля, то многие ведь помнят, чего стоили юридические гарантии России по обеспечению территориальной целостности Украины…

— Да, все это очень зыбко. Думаю, что команда Байдена сейчас скорее склонна зафиксировать свое негативное отношение к «Северному потоку-2», но не будет применять жестких санкций в духе Трампа.

— Но американский закон в отношении этого газопровода ведь уже вступил в силу. Что, его отменят?

— Нет, не будут принимать новых законов такого рода. А те, что вступили в силу, продолжат действовать. Байдену останется лишь указать пальцем на Трампа в этом вопросе и сказать, что не он эти санкции принимал.

— Как приговор Навальному повлияет на диалог России с Западом?

— Ближайшие сутки станут решающими в определении будущего американо-российских отношений. В среду в западных столицах будет происходить осмысление суда над Навальным, заменившего ему условный приговор на реальный срок. Помимо этого, 4 февраля Москву должен посетить глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель, который хочет встретиться с тем же Навальным в заключении. Вот это сейчас важно для общего фона международных отношений.

Сегодня и в Берлине уже, кстати, нет прежней уверенности в необходимости завершения того же «Северного потока-2». Москву сейчас критикует за Крым даже ее старый друг, бывший канцлер Германии Герхард Шредер, являющийся, как известно, председателем Совета директоров «Роснефти».

В целом по всему Евросоюзу мобилизовались критики того, что можно назвать «шредерезацией» европейской политики. Противостояние в Европе «Северному потоку-2» сейчас продолжает нарастать. Первая волна этой мобилизации началась после отравления Навального, сейчас сформировалась вторая и она продолжает усиливаться. Позиция официального Берлина по новому российскому газопроводу продолжает размываться.

— Но давайте вернемся непосредственно к российско-американским отношениям. Как известно, Байден сделал определенный, хотя и ожидаемый, шаг в сторону Москвы — продлил договор СНВ-3. Последуют ли другие шаги и какие они могут быть? Или же отношения продолжат ухудшаться?

— Команда Байдена пока придерживается общей концепции политики в отношении Кремля, с которой они победили на выборах, и которая сводится к критике Москвы и обещанию «покончить с тиранией». Они знают, что им надо сделать жесткие заявления и провести некие «красные линии».

Одна из них — Украина. Они подчеркнут приоритеты своей политики, которые уже сейчас известны. Это более активное взаимодействие с Киевом, которое автоматически исключает сближение с Москвой. Что будет после этого — большой вопрос. Ясно, что Байден не склонен к конфронтации, но обещает проводить жесткую линию с целью ограничить токсичную, как считают на Западе, роль Кремля в мировой политике, создание препятствий ему на разных направлениях. В частности, путем активизации НАТО, защиты Украины. Последнюю, кстати, предполагают облагодетельствовать статусом «важнейший союзник США вне НАТО», и это очень серьезно.

Но все же и для Байдена есть «красная линия», заключающаяся в том, чтобы не переходить к стадии военной конфронтации.

Беседовал Александр Желенин