Posted 16 апреля 2021,, 11:55

Published 16 апреля 2021,, 11:55

Modified 30 марта, 11:54

Updated 30 марта, 11:54

Зачем Лукашенко рассказал, как Алиев хотел «купить Карабах»

16 апреля 2021, 11:55
Экспромты белорусского лидера не похожи на обычную откровенность. Его «наивное» заявление в Баку больше напоминает намеренную утечку информации.

В середине этой недели президент Белоруссии Александр Лукашенко находился в Азербайджане с двухдневным визитом. Пандемия его не остановила, ведь, по его же признанию, она не может заставить истинных друзей откладывать в «долгий ящик те мероприятия, которые нужно провести вовремя». А в истинности дружбы и близости интересов Белоруссии и Азербайджана, лидеров этих двух государств сомневаться не приходится. Кстати, Лукашенко и президент Ильхам Алиев проговорили более пяти часов.

Перед журналистами белорусский лидер в очередной раз выразил свою радость по поводу договоренности о полном прекращении военных действий в зоне карабахского конфликта и поздравил с «окончанием этой страшной трагедии» народы Азербайджана и Армении. Он убежден в том, что со стороны его «друга и брата», то есть Алиева, «никакого сведения счетов, мести не будет».

Но Лукашенко не был бы Лукашенко, если бы не ляпнул того, что, по большому счету, не предназначено для ушей широкой публики. Причем на сей раз он ее не рассмешил, а заставил задуматься: поведал о том, что азербайджанский лидер в свое время предлагал руководству Армении урегулировать карабахский конфликт за некую сумму.

«Я, конечно, когда не стану президентом, много чего расскажу хорошего о том, что Ильхам Гейдарович предлагал армянскому народу и руководителям Армении для того, чтобы урегулировать этот конфликт. Одно из предложений, когда он мне сказал: «Слушай, ты передай армянам, ты с ними в хороших отношениях, я готов восстановить не только Карабах, но и поднять Армению». Когда за 100 долларов была нефть, говорил ты мне (обращаясь к Ильхаму Алиеву): «Я не называю сумму даже, которую вот я сразу готов заплатить. Передай им, чтобы мирно урегулировали этот вопрос», — рассказал Лукашенко. «Спохватившись», он спросил Алиева: «Вы не против, что я говорю об этом?» Но тот рассмеялся: «Уже все, что хочешь, говори. Ты уже все сказал».

В таких случаях говорят, что у услышавших столь «наивные» откровения отпадает челюсть и, в принципе, так оно и было. Еще ниже она опустилась после сообщения портала Sputnik Армения, что «Месяцами ранее в сети появилось видео, подлинность которого подтвердил позже экс-президент Серж Саргсян». Лукашенко как посредник тогда предложил Саргсяну 5 млрд долларов за передачу Азербайджану семи районов вокруг Нагорного Карабаха, а в ответ тогдашний армянский лидер «согласился» заплатить Алиеву на миллиард «зеленых» больше, чтобы тот вовсе отказался от этих земель.

Тут возникает ряд вопросов и очевидностей. Во-первых, Лукашенко вряд ли ляпнул о несостоявшейся сделке — Карабах в обмен на деньги — просто по наивности. Это был довольно точный тактический и стратегический ход «батьки», обговоренный с таким серьезным политическим тяжеловесом как Алиев: при нем не проболтаешься. Во-вторых, стало совершенно понятно, что Армения претерпела сокрушительное поражение не только в войне, но и, так сказать, в бизнесе: карабахские земли «уплыли» от нее совершенно бесплатно, и она осталась в сплошных минусах.

Армяне могут сейчас утешиться гордостью за то, что Саргсян не продался (его рейтинг подскочит), а Пашиняну, надо полагать, такого предложения Алиев не делал — не удостоил чести. Но условия предложенной сделки были весьма великодушными с его стороны (он, рано или поздно, забрал бы свое силой), а если б договоренность состоялась, азербайджанский лидер ее наверняка бы выполнил. И никто бы не растерзал на площади Сержа, как никто не растерзал Никола. Может, Алиев просто поторопился, и время купли-продажи тогда еще не настало?

Но оно, то есть время, на месте, как известно, не стоит. Лукашенко приехал в Баку не только для того, чтобы сделать сенсационное заявление и продемонстрировать, подтвержденное Алиевым, отсутствие каких-либо проблем между Баку и Минском и наличие полного между ними понимания. С Азербайджаном, которому Белоруссия продает вооружение, находясь с Арменией в одном военном блоке — ОДКБ (в этом она ничем не отличается от России), а также и в экономическом (ЕАЭС), у РБ множество общих реализованных и запланированных проектов: не случайно Лукашенко привез в Баку своих министров.

Обозначим несколько моментов. Глава оборонного ведомства Азербайджана Закир Гасанов встретился с делегацией, возглавляемой председателем Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Дмитрием Пантусом. Стороны обсудили текущее состояние и перспективы развития военно-технического сотрудничества между двумя странами. Тут, понятно, информации для широкого пользования нет. Кстати, недавно послом Белоруссии в Азербайджане был назначен бывший министр обороны Андрей Равков. Ему ли не быть исчерпывающе сведущим в вопросах ВПК?

Министр промышленности РБ Петр Пархомачик подтвердил подписание контракта на поставку азербайджанской стороне дополнительно 550 комлектов тракторов на $9 млн. Они поступят на Гянджинский автомобильный завод, где собирают белорусскую технику. С 2007 года здесь собрано более 11,5 тыс. белорусских тракторов и около 3,5 тыс. единиц техники МАЗ, «АМКОДОР», «Белкоммунмаш» и «Гомсельмаш». Кроме того, не исключено, что в Азербайджане будет создано предприятие по производству белорусского пассажирского электротранспорта.

Несколько выбился из общей тональности «тонкий и щепетильный», по определению Лукашенко, вопрос углубления сотрудничества РБ и АР в области поставок углеводородного сырья. Щепетильный потому, туманно пояснил белорусский лидер, что его страна «расположена в эпицентре экономических и политических событий». Тем не менее, убежден он, «нет нерешаемых вопросов». И, надо думать, именно в этом контексте Алиев заявил, что Азербайджан «значительно превысит» объем прошлогодних поставок нефти в Белоруссию, что он ориентирован на расширение сотрудничества в энергетической сфере, «то есть не только поставки сырой нефти на белорусские НПЗ». 1:0 в пользу Минска в его «бодании» с Москвой? Или еще рано бить в литавры?

Ну и, разумеется, Лукашенко предложил помощь Белоруссии в восстановлении возвращенных Азербайджану конфликтных территорий. Вообще же складывается впечатление, что освобожденные районы — не просто депрессивные, а разрушенные, да еще и заминированные — стали своего рода Клондайком: участие в их реабилитации и развитии Азербайджану не предложили разве что островные государства Океании.

Ну и, разумеется, представители сторон обсудили вопросы, касающиеся увеличения взаимной торговли. Тут есть куда двигаться. Конечно, можно похвастаться, что за последние четыре года поставки продовольствия из РБ в Азербайджан увеличились в пять раз, но если перейти на цифры, то получится, что было $6 млн, а стало $30 млн. Тоже, в общем, пока не густо.

Словом, Лукашенко провел «ревизию» отношений с Азербайджаном, остался ими очень доволен и, по его выражению, «по-мужски» наказал своим министрам: «Каждый отсюда должен уехать с определенным объемом работы. Белорусский министр должен найти себе здесь работы, тем более президент широко открыл дверь для белорусов, для их работы в этой стране». Потенциал же для кооперационных связей огромен: в сельском хозяйстве, промышленности, информационных технологиях, научно-технической, военно-промышленной сферах и т. д. И опять же — пандемия коронавируса. По словам Лукашенко, в Белоруссии начинается массовая вакцинация населения препаратами, созданными в стране по российским технологиям, и он готов поделиться ими с Азербайджаном.

Вернувшись домой, президент Белоруссии позвонил своему российскому коллеге Владимиру Путину. Информация пресс-службы Кремля об их телефонном разговоре крайне скупа: «В контексте только что проведенного визита Александра Лукашенко в Азербайджан затронута тема нагорно-карабахского урегулирования».

Возможно, Лукашенко проболтается, о чем говорил с Путиным после длительных переговоров с Алиевым, и вообще, что там с Карабахом, а, может быть, и с нефтяными планами (уж не договорился ли он по этой «щепетильной» теме с Азербайджаном против России) — «рассекретится», когда «не станет президентом». Правда, неизвестно, когда это произойдет, и насколько далеко зайдет его «простодушие» на сей раз.

Ирина Джорбенадзе