Posted 27 апреля 2021,, 10:01

Published 27 апреля 2021,, 10:01

Modified 30 марта, 11:50

Updated 30 марта, 11:50

США поставили Турцию «на счетчик»

27 апреля 2021, 10:01
Признанием геноцида армян Байден наказал Эрдогана за дружбу с Россией и предостерег от других «непослушаний». Чем ответит Анкара?

Армяне всего мира ликуют! Президент США Джо Байден в 106-ю годовщину массовых убийств этнических армян в Османской империи, правопреемницей которой является Турция, квалифицировал трагические события более чем вековой давности как геноцид. Таким образом, он выполнил обещание, данное им американцам во время своей предвыборной кампании. Но не только.

В заявлении президента США, в частности, сказано: «Каждый год в этот день мы вспоминаем o всех тех, кто погиб во время геноцида армян в Османскую эпоху, и вновь обязуемся предотвратить повторение подобных злодеяний». По его словам, после ареста армянской интеллигенции и лидеров общин в Константинополе в апреле 1915 года «полтора миллиона армян были депортированы». Большинство из тех, кто выжил, напомнил Байден, были вынуждены искать новые дома и новую жизнь по всему миру, в том числе в США, где за десятилетия армянские иммигранты «обогатили Соединенные Штаты бесчисленным множеством способов, но они никогда не забывали трагическую историю, которая привела так много их предков к нашим берегам. … Мы подтверждаем историю. Мы делаем это не для того, чтобы обвинить, а для того, чтобы то, что произошло, никогда не повторилось». Американский народ чтит всех армян, погибших в результате геноцида, резюмировал президент США.

Напомним, что Турция категорически отрицает факт геноцида армян, хотя он признан многими государствами, включая Россию, и международными организациями. А во Франции его отрицание уголовно наказуемо. Да и Палата представителей США в 2019 году приняла резолюцию о признании геноцида, то есть сделала формальный жест. Но высказывание Байдена расценивается как официальное признание. Причем подоспевшее весьма «своевременно».

В Турции квалификацию Байденом событий начала прошлого века восприняли как вызов лично президенту этой страны Реджепу Тайипу Эрдогану. Американскому послу был выражен протест. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу назвал признание геноцида Байденом «политическим авантюризмом» и «самым большим предательством мира и справедливости». В общем, Байден «клюнул» Эрдогана в самое болезненное место: Анкара и слышать не хочет о геноциде, то есть целенаправленном уничтожении армян по этническому признаку, хотя и признает, что на территории Османской империи в годы Первой мировой войны их погибло большое количество.

Но почему президент США «укусил» Эрдогана именно сейчас? Ранее о геноциде армян в публичных выступлениях упоминал только президент Рейган. Что ж, в былые времена Турция помогала США в войне в Персидском заливе, и не только в этом. А сейчас отношения между двумя странами сильно обострились — главным образом потому, что мощнейшее государство НАТО, то есть Турция, стала проблемной и ненадежной: «связалась с врагом» Вашингтона и Североатлантического альянса — Россией. Кульминационной точкой стало приобретение Анкарой российских ЗРК С-400; расхождения между сторонами по курдскому вопросу, сирийской проблематике, строительству экспортного трубопровода «Турецкий поток», где опять же фигурирует Россия.

Турция же, среди многих других претензий, возложила на США ответственность за попытку госпереворота 15 июля 2016 года под предводительством, как считает Анкара, живущего в Пенсильвании исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. В общем, с течением времени Турция, исполнявшая ранее роль страны, сдерживавшей советское влияние, стала своего рода изгоем, поскольку теперь она чуть ли не способствует расширению влияния российского. А это в корне неверно, поскольку Турция нацелена только на одно — усиление собственного влияния как минимум в регионе и свободу от диктата какого бы то ни было центра силы. И тут возможны разные варианты преимущественно временных альянсов — в зависимости от того, кто не слишком мешает ей добиваться поставленных задач.

Факт: Турция стала самостоятельным игроком, что в корне не устраивает США и коллективный Запад в целом. В общем, похоже на то, что признание Байденом геноцида армян, ничем не обязывающее Соединенные Штаты, говорит о том, что последние, так сказать, поставили Анкару на политический «счетчик» и предупредили: в зависимости от ее поведения это устройство будет крутиться быстрее или медленнее (санкции, иное давление, обличительные заявления и т. д.), но непохоже на то, что он «обнулится» при правлении Эрдогана, считавшегося ранее «западным проектом». Как видим, он себя не оправдал.

Понятно, что «выпад» Байдена не будет способствовать укреплению отношений между Вашингтоном и Анкарой, и последняя не станет рвать свои связи с Североатлантическим альянсом — ведь геноцид признали и некоторые другие его члены, что не отразилось радикальным образом на их отношениях с Турцией. По большому счету, США озабочены не столько вопросом «справедливости», а желанием насолить Турции и закрепить свое влияние в Армении, которая теперь должна быть «вечно благодарной» Вашингтону — это уже в пику России. Ну и фактор заявления из расчета на внутреннюю американскую аудиторию тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Тем не менее, Турция, в ответ на «знай свое место» от Байдена, вполне может закрыть для США военную авиабазу «Инджирлик», что станет гораздо скандальнее, и будет иметь более серьезные последствия, чем признание 46-м президентом Америки геноцида армян. Кстати, по информации пресс-службы президента Азербайджана, в телефонном разговоре с Эрдоганом Ильхам Алиев назвал заявление Байдена «исторической ошибкой». Об этом, конечно, можно спорить до бесконечности, но, как ни парадоксально, в оценке Алиева есть определенный смысл. Причем вряд ли тот, который он в нее вложил, а иной — в контексте ситуации, сложившейся по итогам карабахской войны.

Турция, напомним, внесла существенный вклад в победу Азербайджана, но при этом она, похоже, готова к развитию отношений с соседней Арменией. Во всяком случае, Эрдоган зафиксировал это в своем послании Константинопольскому армянскому патриарху Сааку Машаляну. В нем он также заявил, что чтит память армян, погибших в 1915 году, и выразил соболезнование их потомкам. Кроме того, президент Турции подчеркивает: «Мы не должны допускать забвения культуры сосуществования турок и армян, приумножавшейся на протяжении сотен лет и считавшейся примером для всего человечества». Что же касается «попытки определенных кругов политизировать события 1915 года и превратить их в орудие давления на Анкару», пользы от этого не будет. Он призвал к развитию связей с Арменией.

Последней же важнее, чем восстановление мира, добрососедских и взаимовыгодных отношений в регионе, чтобы Турция публично покаялась (а она этого не сделает). Впрочем, это уже из области политического «вкуса» и оценок целесообразности. В принципе, то же можно сказать и об американо-турецких отношениях.

В случае с признанием геноцида Анкара может услышать «сигнал» американцев, а может его проигнорировать, списав на «символический». А может и отомстить в ответ на месть, причем весьма изощренно: например, найти «убойную» причину для большего сближения с Россией и ввергнуть американцев в больший шок, чем это было с С-400.

В любом случае США, хоть и блефуя, дали понять Эрдогану, что чуть ли не списали его как серьезного политического партнера — это притом, что позиции турецкого лидера в регионе усиливаются. А это означает, что Вашингтон бросит все силы на то, чтобы в Турции началась новая внутриполитическая дестабилизация и синдром «парка Гези» с его усилением военной компонентой в 2016 году не был предан забвению.

Ирина Джорбенадзе