Posted 20 мая 2021,, 18:49

Published 20 мая 2021,, 18:49

Modified 30 марта, 11:41

Updated 30 марта, 11:41

Рубильник от «Северного потока-2» останется у Байдена

20 мая 2021, 18:49
Изменение санкционной политики Вашингтона вызвано осознанием, что режим в России можно изменить только изнутри.

На горизонте международной политики, похоже, замаячили признаки новой разрядки. 20 мая в символическом месте — столице Исландии Рейкьявике, где в октябре 1986 года прошел саммит Михаила Горбачева и Рональда Рейгана, давший начало процессу сокращению стратегических вооружений — завершилась первая личная встреча госсекретаря Соединенных Штатов Энтони Блинкена и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Переговоры состоялись на полях министерской сессии Арктического совета.

Существенно, что встреча Лаврова и Блинкена прошла на фоне довольно неожиданного решения администрации президента США Джо Байдена о приостановке санкций в отношении строящего газопровод «Северный поток-2» оператора Nord Stream 2 AG, а также менеджмента этой компании. В докладе Госдепартамента, переданном в Конгресс, это решение объясняется тем, что продолжение санкционной политики против этого российского проекта «негативно отразится на отношениях США с Германией, ЕС, а также другими европейскими союзниками и партнерами». В это же время санкции против российских участников этого строительства сохраняются и даже расширяются, хотя де-факто это уже мало что значит.

Республиканцы практически сразу же заявили, что администрация Байдена, приостанавливая ограничительные меры в отношении Nord Stream 2 AG и его руководства, действует вопреки уже принятым в Америке законам «Об энергетической безопасности Европы» и готова подарить Кремлю «крупнейшую политическую победу». Поддержали их в этом и члены Конгресса от Демократической партии.

Из всего этого напрашивался вывод, что многострадальный «Северный поток-2», который и президент Дональд Трамп и нынешний глава Белого дома Джо Байден называли «плохим проектом», скорее всего будет достроен. Его в четверг подтвердила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, по словам которой, «остановить строительство газопровода „Северный поток-2“, когда он уже завершен на 95%, для администрации США представляется практически невозможным».

В тот же день Владимир Путин довольно отчетливо продемонстрировал миру, с каких исходных позиций и с каким настроением Кремль может начать новый раунд переговоров с Западом. На заседании оргкомитета «Победа» он предостерег: «Все нас пытаются укусить или что-то от нас откусить. Но они должны знать, что мы зубы выбьем всем, так чтобы они не могли кусаться».

О том, насколько после окончания строительства «Северного потока-2» усилится зависимость Европы от поставок российского газа, какие уступки от Кремля надеются выторговать в Вашингтоне за отказ от части санкций и пойдет ли Москва навстречу, обозреватель «Росбалта» поговорил с экспертами.

Михаил Крутихин, партнер российского консалтингового агентства RusEnergy:

«Северный поток-2» ничего не меняет. По «Северному потоку-1» Германия может получать 55 млрд кубометров российского газа в год. По трассе, которая идет через Белоруссию и Польшу — еще до 39 млрд. Иначе говоря, в сумме она может получать из России более 90 млрд кубометров газа в год без всякого «Северного потока-2» и даже без газопровода, который проходит через территорию Украины.

По большому счету, столько газа Германии для собственных нужд и не требуется. В 2019 году, еще до всякой пандемии, ФРГ получила из РФ 57 млрд кубометров. Таким образом мощности двух уже работающих газопроводов в полтора раза превышают ее потребности в российском газе.

Строительство «Северного потока-2» вызвано тремя причинами. Во-первых, сговором между Москвой и Берлином с тем, чтобы лишить Украину транзита российского газа через ее территорию. Во-вторых, желанием превратить Германию в узел распределения российского газа в Европе, и, в-третьих, дать возможность заработать десятки миллиардов долларов на строительстве этого в общем не нужного газопровода его подрядчикам — «особам, приближенным к императору».

Однако поставки газа по второму «Северному потоку» (планируется, что по нему может проходить до 55 млрд кубометров газа в год) подпадают под регулирование европейских антимонопольных норм. «Газпром» не сможет наполнять эту трубу более чем на 50% от ее мощностей. Хорошо, если он сможет пропускать по ней хотя бы 20 млрд кубов.

Несмотря на «Северный поток-2», в Европе потребление российского газа не увеличится. Сегодня его доля составляет в Евросоюзе примерно 32%-33%. Строятся новые терминалы для приема сжиженного газа, прокладывается газопровод из Норвегии, через Данию в Польшу, действует хорошо спонсируемая программа перехода к «зеленой энергетике». В связи с этим в Европе постепенно будет сокращаться потребление не только нефти и угля, но и газа».

Виктория Журавлева, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН:

«Госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел России Сергей Лавров явно остались довольны встречей в Рейкьявике. Это значит, что саммит президентов двух стран все-таки состоится. Повестка их встречи уже формируется, и это само по себе хорошо.

Не стоит ожидать, что мы сразу станем друзьями и с нас снимут все санкции. Но то, что американцы решили приостановить ограничения в отношении строительства «Северного потока-2» — это хороший знак, сигнал того, что они хотят говорить и возможно, что это приведет к какой-то большой договоренности между двумя странами.

В частности, жду, что будут восстановлены в полной мере дипломатические отношения, возвращены дипмиссии, решены визовые вопросы.

Для президента США Джо Байдена это, скорее, имиджевый вопрос. Он заявляет себя как человек, который намерен вернуть американское лидерство и несет миру мир. Его позиция сейчас состоит в том, что, с одной стороны, США готовы с Москвой говорить, но, одновременно, и наказывать ее за плохое поведение. Это ребрендинг глобального имиджа Соединенных Штатов.

В то же время могут быть точечные договоренности по тем или иным вопросам. Например, по Афганистану, из которого США собираются уходить. Возможно, здесь американцы могут ожидать от нас той или иной поддержки. Демпартии США также надо «дожать» иранскую и северокорейскую темы, чтобы показать, что они могут это сделать лучше, чем получилось у республиканцев. И это тоже желательно делать вместе с Россией».

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:

«Шаги, предпринимаемые сегодня обеими сторонами, достаточно дозированные. Санкции будут расширены. В частности, они будут распространены на корабль «Академик Черский», занимающийся трубоукладкой «Северного потока-2» в Балтийском море. Предполагается, что новые ограничения могут быть наложены и на другие российские суда — «Юрий Топчет», «Владислав Стримов», «Балтийский исследователь», а также на юридические организации — «Коксохимтраст», «Мортранссервис», «Морспасслужба» и «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд».

Компанию Nord Stream 2 AG друга Путина Маттиаса Варнига вывели из-под санкций, потому что американцы рассчитали, что «Северный поток-2» будет достроен и без нее.

Если же ввести ограничения против немецких и австрийских компаний, занимающихся распределением российского газа, то это ухудшит отношения США с их европейскими союзниками. На это в Вашингтоне не могут идти по определению.

Вместе с тем, сейчас в Белом доме будут обсуждать с немцами конкретный механизм, рубильник, который, в случае перехода Россией тех или иных «красных линий», можно было бы дернуть.

Ситуация в целом сегодня такова, что экономически Россия новую «холодную войну» не потянет, а американцы поняли, что с помощью такой войны не смогут изменить российскую политическую систему. Значит, надо о чем-то договариваться. Это известно и по советскому опыту — режим в СССР стал меняться под влиянием внутренних факторов».

Александр Желенин