Posted 4 июня 2021,, 13:38

Published 4 июня 2021,, 13:38

Modified 30 марта, 09:46

Updated 30 марта, 09:46

Белоруссия станет самой большой «бесполетной зоной»?

4 июня 2021, 13:38
Ряд стран в одностороннем порядке уже закрыли небо над РБ для своих авиакомпаний, теперь это готов сделать весь Евросоюз.

Евросоюз в лице своих послов одобрил запрет авиакомпаниям стран ЕС летать над Белоруссией с нуля часов 5 июня. Об этом сообщили целый ряд СМИ со ссылкой на «европейских дипломатов». По их словам, возражений со стороны руководства стран Евросоюза не ожидается. Таким образом будет поддержана инициатива Европейского агентства по авиабезопасности (EASA), выдвинутая два дня назад. Впрочем, ряд стран это уже сделали.

Причиной этого стала посадка в Минске при «помощи» истребителя самолета авиакомпании Ryanair, выполнявшего рейс Афины — Вильнюс с основателем Telegram-канала NEXTA Романом Протасевичем на борту. Он в итоге оказался обитателем минского СИЗО. В Европе этот факт расценили как создание угрозы авиационной безопасности (ну это помимо незаконного ареста оппозиционера).

Ранее, как известно, для белорусской компании «Белавиа» оказалось закрыто небо Литвы, Великобритании, Франции, Украины, Латвии, Финляндии, Чехии, Швеции, Эстонии, Польши, Италии, Нидерландов, Германии, Австрии, Бельгии, Испании, Венгрии, Молдавии, Сербии, Кипра и Калининграда (из-за необходимости пролета над Литвой). Кроме как в Россию, белорусские самолеты могут летать в Армению, Азербайджан, Грузию, Израиль, Казахстан, Турцию, Узбекистан и ОАЭ.

«Для компании это большие потери, но коллектив „Белавиа“ прилагает все усилия, чтобы справиться… Несмотря на то, что авиакомпания не имела влияния на сложившуюся ситуацию, прямо сейчас наши специалисты работают над поиском новых направлений и корректировкой маршрутов», — говорилось в сообщении белорусской авиакомпании.

Но в данном случае речь шла о потерях от закрытия значительной части рейсов в Европу, теперь к ним добавятся недополученные деньги за аэронавигацию — до пандемии Белоруссия получала за эти услуги 50-70 млн долларов (всего же вклад авиаотрасли в ВВП Белоруссии оценивается в 2-3%). Впрочем, как уже отмечалось, отказ от пролета над Белоруссией уже имел место среди ряда стран, что привело к снижению воздушного трафика из ЕС на 40%. (По данным Европейского агентства по управлению воздушным движением, над Белоруссией обычно пролетают около 400 самолетов в день, в том числе, около сотни лайнеров из ЕС и Великобритании.)

Накануне авиакомпания сообщила о вывозных рейсах из Черногории, Туниса и Албании «в обход закрытых маршрутов». С Кипра это сделать сходу не получилось, поскольку остров для «Белавиа» закрылся. В авиакомпании отметили, что думают, как решить эту проблему.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая сегодня на предприятии «Гранит» в Брестской области (которое, в отличие от своего петербургского «тезки», никакого отношения к авиации и родственным отраслям не имеет) объяснил «европейскую злобность», в том числе, и на «Белавиа», двумя причинами, одной из которых является дружба с Россией. «Накат на Россию, но через нас не перепрыгнешь. А Украиной мы не можем стать. Мы не можем воевать против России, русских людей. Это наши люди. Поэтому и идет этот накат», — сказал Лукашенко.

Ну а причина вторая, по его мнению, — экономическая, то есть конкуренция. «Мир в прошлом году сжался на фоне этого ковида, и места всем не хватает. Это, прежде всего, обычная конкуренция», — отметил белорусский лидер.

За Белоруссию, кстати, помимо ее президента, вступилась Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), призвавшая EASA, инициировавшую запрет полетов над Белоруссией, разделять политику и вопросы авиационной безопасности, указав, что сама IATA действия белорусских властей уже осудила, выступив за независимое расследование. «Запрет европейским самолетам использовать воздушное пространство Белоруссии с помощью директивы по безопасности также является политизацией авиационной безопасности. Такое развитие событий вызывает разочарование. EASA должна отменить свой запрет и позволить авиакомпаниям управлять безопасностью, как они это делают каждый день — с помощью обычных оценок операционных рисков», — говорится в пресс-релизе организации.

Но если Евросоюз не послушается (что очень вероятно), чем это грозит Белоруссии? Вроде бы никаких особенных новых неприятностей «игнорирование неба» ей не несет. И без того «Белавиа» значительной части своих маршрутов лишилась, ну, добавится еще потеря пусть даже нескольких десятков миллионов «зеленых» — это даже в масштабах «Синеокой» не бог весть какие деньги — подумаешь! (Интересно, кстати: пообещавшая свою помощь Россия хотя бы освободит белорусские самолеты от необходимости платить за пролет над территорией РФ, когда те будут вынуждены выбирать альтернативные маршруты?) Но, с другой стороны — это сигнал. Сигнал о том, что все эти санкции — во-первых, надолго. А во-вторых, может быть, еще и всерьез. Если, конечно, вслед за авиаблокадой последуют какие-то еще более убедительные аргументы, которые будут стоить уже сотни миллионов долларов.

Да, остается, конечно, проблема для самой Европы. Надо как-то перестраивать воздушные коридоры, но, надо полагать, с этим уж как-нибудь справятся. (Кстати, в свое время нежелание западных авиакомпаний, по понятным причинам, летать через юго-восток Украины принесло дополнительные доходы как раз белорусам. Ну, а теперь, возможно, украинцы что-то заработают.) Очень может быть, что перестройка логистики и влетит европейцам в какую-то копеечку (Reuters, ссылаясь на Евроконтроль, пишет, что теперь рейсы из Европы, следовавшие через Белоруссию, будут пролетать примерно на 75 километров больше), но это, право же, такая мелочь, о которой и говорить неприлично.

Остается еще и вопрос: а другим-то можно использовать пространство Белоруссии для транзита в Европу и обратно? Сегодня ровно в полночь (по среднеевропейскому времени) узнаем.

Александр Кривенков