Posted 6 августа 2021,, 19:53

Published 6 августа 2021,, 19:53

Modified 30 марта, 08:29

Updated 30 марта, 08:29

Кому может быть выгодна смерть Шишова

6 августа 2021, 19:53
Весьма вероятное политическое убийство главы БДУ в Киеве потрясло белорусскую диаспору на Украине, но местные власти не спешат «назначать» виновных.

Утром 2 августа в Киеве пропал руководитель общественной организации «Белорусский дом в Украине», один из самых молодых лидеров диаспоры Виталий Шишов. В 9 утра он отправился на пробежку в лесопарк на окраине Киева и не вернулся. С его номера было сделано несколько так называемых «глухарей» (неотвеченных вызовов), после чего связь с ним прервалась, сам он больше на связь он не выходил. Телефон оказался отключен от отслеживания местоположения, часов и фитнес-браслета при нем не было. Активисты прочесали территорию, по которой Шишов обычно совершал пробежки, однако ничего не нашли. Уведомили полицию, на место выехал кинолог, поиски велись весь день, но результатов не дали.

Однако рано утром следующего дня Виталия нашли — повешенным на дереве в лесополосе Святошинского района, на границе Киева и Киевской области, недалеко от поселка Чайки — то есть от того места, где он пропал. Его мобильный телефон находился рядом. Позднее украинская полиция сообщила достаточно странные подробности: предсмертной записки нет, есть мелкие телесные повреждения, веревка закреплена в трех метрах от земли, да так, что в одиночку это сделать практически невозможно.

Следствие с самого начала озвучило две версии: самоубийство и убийство, замаскированное под самоубийство. Но первую белорусская диаспора не приняла: все знали Виталия как очень жизнелюбивого человека, преисполненного планов. К тому же приближалось 9 августа — годовщина начала «белорусской революции», — и Виталий Шишов принимал активное участие в подготовке приуроченных к этой дате мероприятий.

Ему было 26 лет. О его жизни в Белоруссии известно немного. Родился в городе Речица Гомельской области, позже переехал в Гомель. Работал фрилансером в сфере информационных технологий. Родителей у Виталия не было: отец и мать погибли. После прошлогодних выборов президента Белоруссии участвовал в акциях протеста против их фальсификации, из-за чего в октябре 2020-го был вынужден бежать на Украину.

В декабре того же года Виталий с друзьями зарегистрировал в Киеве общественную организацию «Белорусский дом в Украине» (БДУ) и стал ее руководителем. Создавалась она для помощи белорусам, которые по политическим мотивам вынужденно уехали на Украину. БДУ занимался адаптацией переселенцев, легализацией, помогал со съемом жилья и трудоустройством.

Еще одним направлением работы была поддержка диаспоры и организация политических акций, призванных привлечь внимание к событиям в Белоруссии. Их участники выходили с пикетами на Майдан независимости и к стенам белорусского посольства в Киеве. Уже в июле 2021-го «Белорусский дом» завершил сбор средств на реновацию памятника белорусам, погибшим на Украине, а также на памятную доску погибшему в боях в Донбассе Николаю Ильину.

В БДУ Виталий как руководитель отвечал за все сферы деятельности: помогал беженцам, участвовал в акциях, составлял обращения в украинские госорганы для продвижения законопроектов, помогающих переселенцам. Это было непросто: белорусская диаспора на Украине за последний год выросла в десятки раз — за счет бежавших от репрессий в Белоруссии политических активистов, журналистов, да и просто «попавших под раздачу» граждан. По данным Госпогранслужбы Украины, с 1 августа и до конца 2020 года из Белоруссии на Украину въехало 155 тыс. белорусов. Правда, большинство не осталось в стране, отправившись дальше — в Польшу или еще дальше. Однако за год несколько десятков тысяч все же осели здесь.

Самая распространенная версия гибели Виталия Шишова в среде белорусской диаспоры — убийство руками белорусского КГБ с целью запугивания накануне 9 августа. Тем более, что и Лукашенко, и высокопоставленные белорусские силовики не раз высказывались в таком духе: «Предателей найдем всех, никто не скроется, наши предки предателей уничтожали и мы будем».

Сторонники «кэгэбэшной версии» указывают на то, что смерть Виталия Шишова — имитация самоубийства через повешение — очень напоминает целый ряд других резонансных «несчастных случаев». Перед президентскими выборами 2010-го в Белоруссии (которые также сопровождались вспышкой насилия) был найден повешенным под Минском оппозиционный журналист Олег Бебенин. А в августе–сентябре 2020-го точно так же погибли несколько участников антилукашенковских протестов.

Но есть и другие версии гибели Шишова. Большинство членов и руководителей БДУ придерживались откровенно правой идеологии, активно контактировали с украинскими ультраправыми движениями. И наоборот — конфликтовали с левыми, в том числе с анархистами. Причем как украинскими, так и бежавшими на Украину белорусскими.

Непосредственное отношение к БДУ имел также Сергей Коротких (клички «Боцман» и «Малюта») — россиянин (некогда учившийся в Школе КГБ в Минске), ультраправый активист, друг и соратник недавно погибшего Максима Марцинкевича («Тесак»). На Украине Коротких с 2014 года воевал против ополченцев ДНР и ЛНР в составе скандально известного добровольческого батальона «Азов» (запрещен в РФ), где возглавлял разведку. Получил украинское гражданство, сделал карьеру в окружении уже бывшего министра внутренних дел Украины Арсена Авакова. «Боцман» известен как один из лидеров политического крыла «Азова» — партии «Национальный корпус» (запрещенной в РФ), а в белорусской диаспоре также активно обсуждалась версия о его причастности к убийству в 2016 году Павла Шеремета.

Так что еще одно объяснение гибели Виталия Шишова — некие разборки то ли в среде «субкультурных» правых, то ли между ними и их идеологическими противниками. Всплывала также версия гибели Шишова из-за каких-то финансовых конфликтов, связанных с грантами на помощь белорусским беженцам, но оказалось, что подобное «вдувают» из Минска через интернет-ботов.

После гибели Виталия очень много вопросов возникло к его заместителю и другу, ультраправому активисту Родиону Батулину. Но он уехал из Украины еще несколько недель назад в ЕС по личным делам. Когда стало известно про смерть Шишова, Батулин срочно выехал в Киев — и не смог въехать в Украину. Как оказалось, СБУ запретило ему въезд на три года по некой засекреченной причине, хотя представлялось бы логичным сначала хотя бы допросить зама покойного по этому делу.

Уже вечером во вторник, 3 августа, живущие в Киеве белорусы провели у посольства республики акцию памяти в честь Виталия Шишова. Ее участники потребовали от украинских властей провести максимально быстрое и тщательное расследование этого убийства.

На следующий день президент Украины Владимир Зеленский поручил силовикам взять под защиту белорусских оппозиционеров. «Каждый белорус, который может стать целью для преступников в связи со своей публичной политической позицией, должен получить специальную и надежную защиту», — подчеркнул он. Ответственность за охрану политэмигрантов Зеленский возложил на МВД и СБУ.

Сейчас расследованием смерти Виталия Шишова занимаются параллельно Нацполиция и Служба безопасности Украины. Публично версия причастности к ней белорусского КГБ официальными лицами не озвучивается. Более того, кажется, что следователи будут рады, если им удастся отделаться версией о самоубийстве — ведь в противном случае «дело Шишова» может стать в Украине не менее резонансным, чем «дело Шеремета» — то есть иметь разрушительные политические последствия.

Пока же белорусская диаспора готовится к похоронам Виталия Шишова — они назначены на воскресенье. А вечером того же дня те же люди придут к посольству Белоруссии в Киеве — напомнить, что «белорусская революция» началась ровно год назад.

И на Украине, и в других странах бежавшие от репрессий белорусы ощущали на себе пристальное внимание КГБ и были готовы к разного рода провокациям. Но до сих пор никто и ожидать не мог, что возможна такая «провокация», как убийство. И хотя причастность к нему белорусских спецслужб пока никак не доказана (а возможно и не будет доказана), убедить людей в непричастности к этой смерти белорусских силовиков, вряд ли получится. Заработанная ими репутация сейчас работает против них.

Кирилл Карасев, Киев