Posted 11 января 2022,, 13:10

Published 11 января 2022,, 13:10

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Превратится ли Америка в аналог Евросоюза?

11 января 2022, 13:10
Громкий интеграционный проект для Западного полушария, предложенный Мексикой, комментирует эксперт по странам региона Збигнев Ивановский.

На заседании глав МИД государств — членов Содружества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) министр иностранных дел Мексики Марсело Эбрард заявил, что его страна «предложила США двигаться к созданию объединения, которое будет скорее похоже на Евросоюз». Он обосновал эту идею тем, что существующая ныне Организация американских государств (ОАГ), в которую входят не только латиноамериканские страны, но и США с Канадой, «уже очень устарела».

О том, возможно ли создание в Западном полушарии союза государств, подобного ЕС, а также о других международных интеграционных проектах, обозреватель «Росбалта» попросил рассказать руководителя Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Збигнева Ивановского.

— Расскажите, пожалуйста, чем мексиканцев не устраивает нынешняя ОАГ?

— Дело в том, что в СЕЛАК, куда входят все страны Западного полушария кроме США и Канады, обострилась ситуация из-за Венесуэлы. К тому же из СЕЛАК вышла Бразилия. Понятно, что это было большим ударом по этому объединению. В связи с этим президент Мексики (которая сейчас возглавляет СЕЛАК) Андрес Мануэль Лопес Обрадор взял на себя инициативу оживить деятельность этой международной организации.

В какой-то мере он заодно хочет противопоставить ее Организации американских государств (ОАГ), куда входят США и Канада. В ОАГ тоже имеются свои проблемы. Во-первых, ее штаб-квартира находится в Вашингтоне, латиноамериканские левые образно называют эту организацию «министерством колоний США». Во-вторых, после революции 1959 года из нее исключена Куба, а при правлении Николаса Мадуро официально вышла Венесуэла. После недавних выборов в Никарагуа президент этой страны Даниэль Ортега тоже заявил, что запускает процедуру выхода своей страны из этого объединения.

— Но был ведь еще и проект объединения по типу Евросоюза государств Северной Америки — США, Канады и Мексики. Он еще жив или скорее мертв?

— Этот проект — Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) — жив, но это чисто экономическая, а не политическая интеграция. Проект несколько модернизирован и сейчас называется USMCA, по инициалам стран-участниц. В 2018 году по настоянию президента США Дональда Трамп некоторые пункты соглашения были пересмотрены, в какой-то мере оно стало менее выгодно для Мексики и Канады.

У Мексики вообще довольно сложная ситуация. С одной стороны, она входит в блок USМСА, 80 процентов ее товарооборота приходится на Соединенные Штаты, а с другой, цивилизационно это латиноамериканская страна, которая тяготеет к Южной Америке. Кроме того, Мексика входит в Тихоокеанский альянс, членами которого являются также Колумбия, Чили и Перу. У всех этих объединений разная экономическая и политическая направленность и разная стратегия.

— В России уже озвучиваются версии, согласно которым при помощи «американского аналога ЕС» США хотят списать свой госдолг, переложив его на остальной мир. Согласны вы с подобными прогнозами?

— Я думаю, это маловероятно. В Латинской Америке сейчас сильна политическая поляризация как на национальном, так и на региональном уровнях, в ходе последнего электорального цикла произошла перегруппировка политических сил. В регионе можно выделить три группы стран. С одной стороны, мы видим «Боливарианский альянс для народов нашей Америки» (ALBA), куда входят леворадикальные сторонники «социализма ХХI века» (Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа и ряд мелких островных государств Карибского бассейна). С другой, много правых правительств, которые создали «Форум ради прогресса Южной Америки» (PROSUR). Промежуточные позиции занимают левоцентристы — приверженцы социал-демократии и социального либерализма. В ходе выборов соотношение между ними постоянно меняется.

Если раньше Латинскую Америку характеризовали как «единство в разнообразии», то теперь никакого единства уже нет, осталось одно разнообразие. В результате выработка единой позиции практически невозможна.

— На этом фоне насколько сегодня реалистично объединение латиноамериканцев по примеру Евросоюза?

— На данном этапе, в ближней и среднесрочной перспективе такой проект маловероятен, тем более что в СЕЛАК все решения должны приниматься на основе консенсуса. Что, конечно, не исключает совместный поиск усилий стран региона в решении каких-то общих проблем. Именно президент Мексики добивается договоренностей там, где они возможны и одновременно обходит острые углы в тех случаях, когда договориться нельзя.

— Правильно ли я понимаю, что Дональд Трамп в свое президентство сильно подорвал NAFTA, в том числе, и своим проектом строительства стены на границе с Мексикой?

— В какой-то мере это так, при этом не только NAFTA, но и отношения с многими странами Южной Америки. Не случайно во время президентских выборов в США большинство латиноамериканцев «болели» за Джо Байдена, который хорошо знает Латинскую Америку, курировал отношения с ней, будучи вице-президентом при Бараке Обаме, бывал там много раз.

В странах региона надеялись, что с приходом Байдена в Белый дом ситуация заметно улучшится, однако эти ожидания оправдались далеко не в полной мере. Хотя в Вашингтоне стали более гибко подходить к проблемам незаконной миграции и заморозилось строительство стены на границе с Мексикой, не произошло, например, нормализации двусторонних отношении США с Кубой, восстановленных при Бараке Обаме и вновь замороженных при Дональде Трампе. Иными словами, проект, озвученный президентом Мексики, выглядит излишне оптимистично и пока нереализуем на практике.

Беседовал Александр Желенин