Posted 12 марта 2022,, 04:00

Published 12 марта 2022,, 04:00

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Разрыв России с Советом Европы: слов больше, чем дела

12 марта 2022, 04:00
В Страсбурге пока не получали никаких официальных уведомлений из Москвы, хотя готовы к повторению «греческого сценария».

В Евросоюзе не уверены в том, что Кремль принял бесповоротное решение выйти из Совета Европы, что приведет к автоматическому выходу из ПАСЕ и отказу от сотрудничества с ЕСПЧ. По крайней мере, до сих пор в Страсбурге не дождались официального извещения на этот счет.

Сделанное в минувший четверг заявление МИД РФ (известное фразой «Россия не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования. Пусть наслаждаются общением друг с другом, без России») в европейских структурах воспринимают, прежде всего, как эмоциональное. Как говорят, оно настолько запутано, что непонятно, речь идет о намерении или об уже принятом решении.

Пока же с уточнениями, что выход России из СЕ начнется уже в 2022 году, выступил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. При этом, судя по его словам, еще только предстоит выработать «четкое коллегиальное мнение» на этот счет.

Кстати, Москва не первый раз грозит таким образом хлопнуть дверью. Когда в ответ на присоединение Крыма в 2014 году российская делегация в ПАСЕ была лишена основных полномочий, а позднее ее членам запретили занимать руководящие должности в Ассамблее и участвовать в ее мониторинговых миссиях, Россия отозвала свою делегацию. Также с лета 2017 года она прекратила платить взносы в бюджет Совета Европы.

В то время европейцы даже обсуждали возможность полного исключения России. Но решено было этого не делать, поскольку, как говорили многие российские и европейские правозащитники, это ударит, в первую очередь, по россиянам. Тогда были опасения, что Конституционный суд РФ может в этом случае снять мораторий на применение смертной казни. И уж что точно прекратится сотрудничество с Европейским судом по правам человека. С учетом состояния российской юстиции, это могло бы означать, что тысячи людей потеряют последнюю надежду хотя бы на компенсации по решениям ЕСПЧ.

В итоге, прежний кризис удалось преодолеть, и Россия полноценно вернулась к работе в Совете Европы и ПАСЕ. При этом в 2020 году в ходе внесения поправок в Конституцию РФ в ней появился пункт о превосходстве российского законодательства над международным. Это также было оформлено отдельным законом, который позволил не выполнять решения ЕСПЧ, если они, по мнению российских судебных властей противоречат российским законам.

На этот раз европейцы решили быть жестче, и сразу же после начала военной операции на Украине полностью остановили членство России в Совете Европы. Об этом еще 25 февраля сообщил глава МИД Италии Луиджи Ди Майо. Тогда же экс-президент, бывший премьер, а ныне зампредседателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев назвал это решение «хорошей возможностью восстановить ряд важных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране», например, смертную казнь. Однако влиятельный сенатор Андрей Клишас выразил уверенность, что даже в нынешних условиях этого не произойдет.

И вот теперь сама Россия заговорила об окончательном выходе из Совета Европы. Надо сказать, что такой прецедент в истории этой организации уже был — пресса и эксперты сразу вспомнили про так называемый «греческий случай». После того, как в Афинах в 1967 году произошел военный переворот и власть захватила хунта, прозванная в СССР «черными полковниками», членство Греции в Совете Европы было приостановлено — по схожей процедуре, что сейчас применена в отношении России. В 1969 году Греция, решив не дожидаться, пока ее полностью исключат по итогам расследования нарушения хунтой прав человека, сама объявила о выходе из Совета Европы. Но уже в 1974 году, после свержения «черных полковников», Греция вновь была принята в Совет Европы.

Впрочем, в условиях, когда против России ежедневно вводятся все новые и новые санкции, заявление МИД РФ, как и последовавший за ним комментарий Леонида Слуцкого, в Европе остались практически незамеченными. Как считает, например, один из чешских экспертов по России, в сложившихся условиях Кремль все равно не стал бы выполнять решения ЕСПЧ. Кроме того, понятно, что не могло бы быть речи и про членские взносы в Совет Европы. А ведь, как утверждала пресса (по крайне мере, российская), в значительной мере именно из-за этих денег в ПАСЕ и были снова признаны права российской делегации, несмотря на все санкции, введенные после присоединения Крыма.

Как бы то ни было, в Страсбурге напоминают, что технически выход не будет быстрым. После подачи заявления об отказе от членства, прекратится оно у России только с 1 января 2023 года. При этом ЕСПЧ продолжит рассматривать все ранее принятые у россиян иски, которых на данный момент насчитывается около 20 тысяч. Кроме того, можно будет подавать иски и по нарушениям закона, допущенным вплоть до 1 января 2023 года (подробнее об этих процедурах рассказал юрист Павел Чиков).

Что же касается возвращения смертной казни, то еще когда Россия в прошлый раз грозила выходом из СЕ, европейские политики говорили, что такое решение станет последним гвоздем в крышку гроба правового сотрудничества со странами Евросоюза (а может, и еще шире). Как минимум, прекратится любая экстрадиция по запросам России, если ее гражданам будет грозить высшая мера наказания.

Уже сейчас Интерпол перестал принимать от России прямые запросы на поиск преступников, решив пропускать их через «премодерацию». Как ходят слухи, на очереди теперь отказ от признания российских судебных решений. В том, разумеется, случае, если выход из Совета Европы все же будет подтвержден официальным документом.